Церкви рождение

Церкви рождение

4 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница
Сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы явило совершение Нового Завета Бога и человека. Со дня Пятидесятницы Святой Дух непрестанно пребывает в Церкви Христовой как Утешитель, Дух Истины; этот День принято называть Днём Рождения Церкви.

Два названия одного праздника

Название «Пятидесятница» связано с тем, что праздник приходится на 50-й день после Пасхи.

Христианская Пятидесятница имеет ветхозаветный прототип – одноимённый иудейский праздник. Пятидесятница в Древнем Израиле – праздник земледельческий, по времени совпадающий с началом жатвы пшеницы; в этот день в жертву Богу приносили начатки нового урожая. Суть христианской Пятидесятницы – в сошествии Святого Духа на апостолов и таинственном рождении Церкви Христовой.

Второе название праздника – День Святой Троицы – появилось примерно в XIV веке. Оно связано с тем, что к воспоминанию о событии сошествия Святого Духа на апостолов добавился ещё один аспект – прославление Триединого Божества.

Что произошло в Иерусалиме?

После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в город. Прошло десять дней. Наступил праздник Пятидесятницы. Евангелист Лука пишет, что ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян.2: 1 – 4).

Ветхозаветная Пятидесятница была одним из трёх праздников, в которые все правоверные иудеи должны были приходить в Иерусалим – в центральное святилище. Собиралось много паломников из разных концов земли, где проживали иудеи; многие из них уже ассимилировались с народами, среди которых жили, и говорили на разных языках: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян. 2: 8).

Факт говорения апостолов на языках народов свидетельствовал о принятии ими Дара Божия, а пришедшие в Иерусалим иудеи подтвердили это. Присутствие представителей других народов в день рождения Церкви знаменательно: уже в момент рождения Церкви проповедь о Христе является многоязычной и обращённой ко всем народам. Это не замкнутое национально-религиозное сообщество, какой была ветхозаветная еврейская община. Христианской Церкви уже с самого её становления присущи культурное многообразие и богатый этнический состав.

Окончательное прозрение апостолов

Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорно лишь то, что в этот день они стали истинными апостолами (посланниками). Они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать в лапы диких зверей, но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу.

…Пройдёт три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.

Почему мы украшаем храмы зеленью?

Обычай украшать храмы и дома в день Пятидесятницы ветвями деревьев, а полы устилать травой хорошо известен. О его значении высказываются различные мнения. Историк Православной Церкви, богослов, литургист Михаил Скабалланович пишет: «По закону Моисееву в праздник Пятидесятницы полагалось приносить в храм первые плоды жатвы… И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа животворящего и указуют на духовное плодоносие Церкви Христовой».

Другое объяснение в том, что украшая свежей красивой зеленью храмы, мы вспоминаем о том, что всю красоту мира Господь сотворил для человека, и это подвигает нас к благодарению и усердной молитве.

Просмотров: 

519