Через суетное - к вечному
– Можно ли украшать пасхальные яйца изображениями храмов и ликами святых?
– В традиции пасхальной радости яйцо – символ жизни. И люди, обмениваясь поздравлениями, дарят друг другу яички, напоминая, что Пасха – праздник жизни вечной, которую Иисус Христос дал каждому из нас. Изображение на яйцах Христа, Богородицы, угодников Божиих, Креста, церквей входит в эту традицию: и храм – символ жизни, и икона… Расписывают даже большие страусиные яйца; дарят и декоративные – от деревянных до золотых… Украшения могут быть разными, но символика всё равно ведёт к пониманию главного: что мы не смертны, что мы вечны. И дай Бог, чтобы в вечности мы были рядом с Богом – от Него мы пришли и к Нему должны вернуться.
– Но когда человек яйцо ест, он его чистит…
– Бывают яйца с наклейками, бывают расписанные, крашеные… Если они освящённые, это всё нельзя выбрасывать в мусор, нужно сжечь. Просто скорлупу можно курочкам отдать, нет курочек – или в речку, или сжечь. А вот наклейки с изображениями святынь – обязательно на сжигание.
– А ничего, что наклейка разрывается?
– Это не страшно.
– Как Вы лично советуете своим прихожанам украшать яйца?
– Я консервативен. Мне нравится, когда человек проявляет творчество и вкладывает свой талант в радость Христова Воскресения: в подарки, украшение яиц, изготовление пасхальных корзин. Не довольствуется наклейками, а своими руками украшает яйцо, которое принесёт в храм для освящения. Это хорошо и приятно – это плод нашего труда. Именно это я советую.
– А у Вас в семье как обычно украшают яйца?
– Мы красим 2 – 3 яйца, не больше, чтобы нашу личную Пасху украсить. Просто луковой шелухой, традиционно.
– Как правильно праздновать Пасху: можно ли употреблять алкоголь, развлекаться?
– Нужно праздновать так, чтобы душа веселилась и пела, но с кротостью и мудростью, необходимыми в любой сфере жизни. В каждое время суток, в любой праздник православный человек должен хранить христианский лик, который он несёт через всю жизнь. Мы должны быть примером для детей, родственников, соседей, друзей, соработников – об этом нельзя забывать.
Вино, мясо, молочные продукты употреблять можно, но не забывая о Божественных литургиях. В богослужениях мы впитываем саму идею праздника – она ведь не в поедании жирной пищи и питие вина, а в Воскресении Иисуса Христа. Следуя за Ним, желая обрести жизнь вечную, мы, конечно же, не будем пресыщаться, упиваться, предаваться разгулу. Всё хорошо в меру! Можно и потанцевать, и погулять, и в гости сходить… Но мы должны соблюдать христианский облик.
– К католикам приходит кролик, прячет яйца; дети ищут их в саду или в доме. Есть ли у нас одобренные Церковью пасхальные обычаи?
– У нас традиционно катание яиц. Делают горку около 30 см высотой, по ней пускают яйцо. Оно катится по ложбинке и ударяется о ранее пущенное яйцо. Одно из них разбивается. Чьё яйцо крепче, тот забирает себе яйцо оппонента. Самые удачливые – у кого яйца не разбиваются. Детям это весело. И интересно побольше яиц принести домой.
А взрослые стукаются яичками – чьё разобьётся. Такое игровое приветствие. Но если при катании не известно, какой стороной яйцо стукнется, то здесь, когда яйцо в руках, есть хитрости, помогающие победить «соперника».
– А в Вашей семье есть пасхальная традиция: блюдо или занятие?
– Мы всегда собираемся всей семьёй после вечерни первого дня, поздравляем друг друга, ужинаем. На столе – обязательно кулич, творожная пасха и освящённое яйцо.
Сейчас у всех избыток или даже переизбыток продуктов, можно приготовить, что угодно. А раньше в пасхальную корзину клали всё самое лучшее и приносили в храм, освящали. Часть оставляли в храме, остальное приносили домой.
– В храм можно заносить мясо?
– Нет, нельзя.
– Но если человек хочет освятить мясное?
– На улице. Раньше освящали только куличи и яйца, сейчас и мясо – но не в церкви. Нужно понимать, что единственная жертва в храме – это жертва, которую принёс Иисус Христос. Он принёс в жертву Себя. И других жертв быть не должно. В храме даже насекомых не убивают, ни мух, ни пауков – выгоняют, ловят и выносят.
– А вообще нужно освящать мясные продукты?
– Нет. Только куличи и яйца.
– Откуда тогда эта традиция?
– Она появилась до христианства, как и сама Пасха. Если вкратце, народ, верующий во Единого Бога, был спасён от рабства в Египте. Этому предшествовали всякие несчастья, поскольку египтяне не хотели отпустить евреев. И было сказано, чтобы в этот день евреи закололи агнцев (ягнят) и кровью смазали дверные косяки, чтобы Ангел смерти не вошёл в их дома. Самих агнцев нужно было приготовить для праздничной трапезы. Еврейская Пасха – праздник избавления от смерти: Ангел Господень не коснулся верующих, принёсших жертву.
– То есть, освящение мяса – традиция чисто еврейская?
– Почему? Иисус Христос не отменил, но восполнил Закон. Теперь нам не нужно приносить жертвы, потому что Агнцем является Сам Господь – Его кровь омыла людей и даёт им жизнь вечную. Сейчас всё гораздо глубже. Не нужно кропить кровью двери. Но нужно идти за Христом: жить правильно, делать добрые дела, изучать Священное Писание и претворять его в жизнь, и будешь спасён.
Агнец в Священном Писании символизирует чистоту, любовь, совершенство. В Ветхом Завете это реальный ягнёнок, в Новом Завете – образ Иисуса Христа.
– Получается, освящать мясо можно, но не нужно?
– Да. Мы приносим жертву бескровную: молитвы, деяния. С приходом Иисуса Христа жертва стала духовной.
– А почему наш праздник называется так же, как и еврейский? Праздники разные, а название одно – Пасха?
– Повторюсь: Иисус Христос пришёл не упразднить, а восполнить. И для евреев, и для нас это праздник спасения. Но евреи до сих пор ждут, что Мессия придёт и их спасёт. Для нас же Господь уже пришёл, уже нас спас. Наша Пасха – не новый праздник, а восполненная еврейская Пасха – с иным духовным содержанием.
– Что такое Антипасха?
– Это окончание Светлой седмицы.
– Приставка «анти» означает противопоставление. То есть, «Антипасха» – это противоположность Пасхе?
– Нет. Антипасха – не противопоставление, а завершение. Завершение самой важной седмицы года. Начинаются другие богослужения. Пасха оканчивается.
– Правда ли, что в Пасху нельзя отпевать умерших?
– Умерших отпевают, но по пасхальному чину.
– На Кубани есть обычай в Светлое Христово Воскресение идти на кладбище и устраивать застолье на могиле. Это правильно?
– Я против застолий на кладбище – там требуется не тризна языческая, а молитва. Конечно, сорадуясь с живыми, мы памятуем, что люди в загробной жизни тоже живы, и идём на кладбище, чтобы разделить с ними пасхальную радость. Наша душа легче располагается к человеку, о котором мы молимся, когда мы видим могилу, надгробие, крест... Также и с иконами: и они – для нашего расположения. Мы видим образ святого и возносим молитву к первообразу – к человеку, который нам дорог и близок.
Но пить, есть, оставлять на могилах зажжённые сигареты, стаканы с водкой?!. Это им не нужно! Им нужна живая сердечная молитва – она обязательно дойдёт до Бога, а Господь даст душам усопших Свою благодать и умиротворение. Всё прочее – язычество.
– Нужно ли идти на кладбище именно в Пасху?
– Частным образом помолиться можно и в Пасху. Но первое общее упокойное богослужение совершается только на Радоницу.