День Святой Троицы
На месте Сионской горницы, в которой пребывали апостолы в день Пятидесятницы, был построен первый христианский храм, уцелевший даже во время разрушения в 70 году Иерусалима римскими легионерами. В одном из творений священномученика Иринея Лионского содержится упоминание о празднике новозаветной Пятидесятницы (конец II в.). В древности его называли также праздником сошествия Святого Духа. В этот день родилась Церковь. С этого времени Святой Дух благодатно присутствует в жизни Церкви и совершает все её Таинства.
Богослужение праздника формировалось постепенно, обогащаясь трудами свт. Григория Богослова (IV в.), прп. Романа Сладкопевца (V – VI вв.), св. Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.) и императора Льва (886 – 912 гг.). Стихира императора Льва «Придите Триипостасному Божеству поклонимся» знаменует начало празднования Пятидесятницы как праздника в честь Триипостасного Бога – Пресвятой Троицы.
В течение 7-ми седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении этого периода читаются 3 коленопреклоненные молитвы, составленные свт. Василием Великим. Но так как делать в воскресенье великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной литургии совершается вечерня понедельника, в который воздаётся честь Святому Духу. Во время этой вечерни мы впервые после погребения Плащаницы преклоняем колена.
Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов (Исх. 23: 16). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа.