Епископство в современной Церкви
12 марта 2013 года решением Священного Синода образована Ейская епархия. Главой епархии является Преосвященнейший епископ Ейский и Тимашевский Герман. Но порою некоторые выражают сомнения в нужности и важности епископского правления, что для православного христианина по меньшей мере странно.
Церковь запечатлела учение о себе самой в словах «Символа Веры»: «Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Каждый верующий знает наизусть эти слова, но насколько точно они выражают основу православного исповедания, зачастую просто не задумываются.
В Евангелии приводятся слова Господа: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19). Для не вникающего в суть сказанного, это кажется простым – собрались несколько человек, обратились ко Христу и… они уже благодатны.
Учение Православной веры мы черпаем из Божественного Откровения, которое передается среди людей двумя способами: посредством Священного Писания и Священного Предания. Священное Предание – это источник, из которого человек может почерпнуть уверенность в правильности понимания той или иной истины Священного Писания. И когда мы читаем тот или иной текст Священного Писания, стоит обратиться к трудам Святых Отцов - как они понимали эти слова.
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский пишет об этом в Православном Катехизисе, который обращен к каждому новоначальному христианину: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами».
Церковь есть единство истинно верующих с Богом и между собою. Указывая в Символе Веры на первое свойство Церкви: «Верую во едину…Церковь», мы исповедуем, прежде всего, веру в это единство. Исповедуя, что Церковь есть единая и святая, мы утверждаем, что единство Церкви совершается не силой человеческой, а Божественной любовью, даруемой нам.
Мы веруем в Церковь апостольскую. Апостолы, избранные Самим Господом, передали нам основание всякой истинно-христианской жизни. Они основали многие поместные Церкви с церковной иерархией, которой они передали благодатные дары Святого Духа. С той поры до наших дней преемниками Апостолов являются пастыри Церкви.
Церковь не может быть без Христа, но где Христос, там и полнота Церковная. Христос присутствует в Божественной литургии, совершение которой Он Сам установил. Литургия совершается общиной верующих, возглавляемой епископом, как она была совершена впервые в Сионской горнице Самим Господом среди Своих Апостолов. Таким образом, догмат о единстве Церкви требует, чтобы все православные христиане, живущие в одном округе, исповедывали своё единство единодушным участием в одной литургии, возглавляемой одним епископом.
Апостолы поставили епископов во всех поместных Церквах, которые они устроили. С тех пор и поныне епископы рукополагают своих заместителей, и благодаря именно этому Церковь наших дней сохранила без перерыва апостольское преемство.
Обращаясь к вопросу о законных совершителях рукоположений пастырей Церкви, можно, исходя из учения отцов эпохи Соборов, констатировать, что поставление священнослужителей (и в первую очередь, епископов) совершается только епископами, это право епископы имеют в силу преемства их рукоположений, идущих от самих Апостолов.
В историческом развитии жизни Церкви менялись отдельные формы: вводились новые молитвы и составлялись целые чины посвящения пастырей, однако в ней всегда оставался неизменным сам догматический принцип: апостольская преемственность в рукоположениях осуществляется только через епископа.
Епископ – преемник Апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь Таинств Церкви, приемлющий в Таинстве рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью.
Отвергать благодатную власть епископа – это значит, преступать догмат Церкви, лежащий в самой основе её существования, её преемственность, её святость и единство, тем самым отходить от благодати самой Церкви.
Святой Ириней Лионский, раннехристианский апологет, писал об этом: "Надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины. Прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников..."