Где время – временно

С 19 по 23 ноября сёстры милосердия и прихожане храма Пантелеимона целителя совершили паломническую поездку по святым местам Крыма. Об этом рассказывает руководитель сестричества «Милосердие» и паломнической группы Елена ЧИЧИВАРИХИНА:

– Мы выехали в Крым вечером 19 ноября. О том, что портится погода, знали, но штормового предупреждения не видели. Приезжаем в порт «Кавказ»: идёт мелкий дождь, пасмурно, тьма сгущается... Переправа закрывается на 5 дней из-за шторма.

Когда я предложила паломникам возвращаться домой, или ехать в Абхазию, или переночевать и посетить святыни Тамани, все ответили: «Ждём утра». Легли, закрыли глаза и стали молиться. И вот такое чудо: утром туман обычно сгущается, а тут вдруг рассеялся в 4 часа; и шторм не пришёл, и нас переправили первыми! (Кстати, и на обратном пути мы ни минуты не ждали. До нас керченская переправа была закрыта на 2 дня. А мы только взяли билеты, и тут же подали паром).

…Крым нас встретил солнечной погодой, +160С, что принесло много радости. Первый наш монастырь – святой Параскевы Пятницы. В III веке здесь была область Греции Икония; святую Параскеву казнили в ущелье Топлоу, на том месте забил источник, и позже образовался монастырь. Мы хотели приложиться к честной главе Параскевы, но опоздали на её вынос; а все источники в четверг закрыты на санитарную обработку... Но сёстры нам и главу вынесли, и акафист прочли, и купели открыли, и денег за ночлег с нас меньше взяли. И матушка, нечто такая строгая, а всё это разрешила. Говорят: «Вы нам солнышко принесли».

И мы этой благодати нарадовались, и в горы ходили (горы там красивейшие!) – в дальних источниках купались. День прошёл, как в сказке. А на следующее утро поехали в Симферополь к величайшему хирургу и величайшему святому Луке Войно-Ясенецкому. Самая приятная неожиданность: входим мы в Свято-Троицкий собор, а мимо нас шествует в белом клобуке митрополит Лазарь! Открывается рака святителя Луки, и сам митрополит читает молебен с акафистом. Мы и помолились, и к мощам приложились, и освящённым елеем из лампадки нас помазали. А затем началась божественная литургия (21 ноября – празднование собора архистратига Михаила); почти весь храм причащался, и мы буквально все причастились. А после службы владыка Лазарь каждого благословил.

…Неподалёку от Бахчисарая, в ущелье Майрам Дере (ущелье Девы Марии) в III веке забил источник Божией Матери. И тогда даже турчанки (Бахчисарай был тогда столицей Крымского ханства) бегали к нему за святой водой; и сегодня мусульманки набирают в нём воду. Рядом – знаменитая Крымская лавра, древний пещерный монастырь.

Ещё один пещерный монастырь, в котором мы побывали, находится на окраине Севастополя, в Инкермане – древнейшем городе (I век, Римская империя), куда ссылали первых христиан. В скале выдолблены более 100 келий; они не экскурсионные, но люди ходят. Есть святое озеро. Сюда в I веке был сослан Климент Римский, ученик апостола Петра – первый святой, воссиявший на Руси. Мы припали к частице его главы, побывали в пещерном храме, который он выдолбил собственноручно.

Переночевав в гостиничном комплексе возле храма Николая чудотворца на Братском кладбище, утром 22 ноября мы пошли в этот храм на литургию, и это было одно из величайших потрясений за всю поездку. Холм, на котором стоит храм – это самый большой некрополь в мире; здесь похоронены герои 7 войн, начиная с Крымской. Храм необычной формы – в виде творожной пасхи; сверху – 24-хтонный каменный крест, вместо колоколов – корабельные рынды; а внутри храм мозаичный, с множеством икон и ковчежцев со святыми всего мира.

Поразила икона: Христос шествует по волнам, а у ног его, в волнах – моряки, и написано: «Упокой, Господи, души усопших раб твоих, живот в морской пучине положивших за Веру и Отечество наше». Было ощущение, что мы не одни: что все эти герои стоят позади нас. Необыкновенный патриотизм там в душе просыпается!

Ещё одна древняя святыня – пещерный монастырь Георгия Победоносца (IX век) – тоже связана с мореплавателями. Мы любовались утёсом, на котором явился Георгий Победоносец и спас моряков от неминуемой смерти. Всё море там усыпано скалами – и видными, и подводными, но греки смогли причалить. Они молились Георгию Победоносцу, и святой явился на гладком утёсе – высочайшая сияющая фигура. И они, как на свет маяка, поплыли на видение Георгия Победоносца. И организовали там скальный монастырь.

…А город-музей Херсонес Таврический – это уже Византия. Именно здесь в 988 князь Владимир ослеп, но, крестившись, вернул зрение и получил в жёны византийскую принцессу Анну.

Херсонес Таврический известен с XVIII века до н.э. Сохранились раскопки греческого поселения III века н.э. – несколько гектар руин, где много храмов, ротонд, базилик. Мы прошли этими руинами к стопе Андрея Первозванного, запечатлённой в камне на берегу Чёрного моря. Я была здесь два года назад – с тех пор море перекидало все валуны, разбило кованную решёту, ограждавшую след. Но камень с отпечатком стопы апостола море не трогает. Хотя камни имеют свойство от воды менять форму, стопа не стёрта: и пальчики, и ступня – всё, как отразилось, так и остаётся неизменным… Мы припали к этой стопе, поливали её – есть такая традиция: сверху льют на неё воду, а снизу собирают. Лет пять назад были случаи: слепорожденный человек прозрел, а больной с 4-ой степенью рака – исцелился.

После этого мы вернулись в удивительный собор князя Владимира – двухэтажный, в византийском стиле, на 1-ом этаже он хранит руины древней церквушки Рождества Пресвятой Богородицы, в которой состоялись крещение и воцерковление князя Владимира. А на 2-ом этаже находилась чудотворная копия Казанской иконы Божией Матери, написанная для моряков Севастополя. Потерянный в годы революции, образ десятилетия лежал в частной коллекции в Европе, а сейчас её на три года передали Севастополю.

Ночевали мы опять в храме Николая чудотворца, а на рассвете 23 ноября проследовали в Керчь. Там мы посетили удивительный кафедральный собор Иоанна Предтечи, где был крещён святитель Лука, посещал его с самого рождения. Собор состоит из трёх частей: первая – IX век, Византия, вторая – греческой постройки, и третья – русская. Три купола, три креста, три типа архитектуры, но они так дивно соединились! Так и в целом – три величайших империи переплелись на крымской земле: Римская, Византийская и Российская. И на каждом метре, на каждом клочке полуострова – величайшие святыни от I века и до наших дней.

…Христианство даёт чувство вечности, сопричастности к событиям тысячелетней давности: прикасаешься к святыне – и вот они, будто только что прошли, и ты на секунду появился здесь. И приходит ощущение, что времени не существует. Что само время – временно…