Имя Филипп: апостол, святитель и герой Льва Толстого

Имя Филипп: апостол, святитель и герой Льва Толстого

Популярность приобретается благодаря целому комплексу факторов и обстоятельств. В социуме, где правит бал телевидение, популярность, в том числе имени, приходит через телевизор. Да, в это трудно поверить, но ещё сложнее опровергнуть. Ещё 100 лет назад определяющими в выборе имени ребёнку были церковные и семейные традиции. С середины и до конца XX века, накануне наступления эпохи интернета, определяющими становятся те, о ком мы слышим из радиоприемников, кого видим с экранов телевизора.

В начале 90-х очень популярным певцом на просторах РФ становится Филипп Киркоров. И не только благодаря сильному голосу, яркой внешности, участию в Евровидении и бесчисленным премиям, но и, безусловно, дружбе, а потом и супружеству (за венчанием в Иеруалиме следила вся страна) с Аллой Пугачёвой. Что и говорить, имя Филипп, в 90-х на слуху. Не удивлюсь, если многим импонировал этот уверенный в себе и собственном успехе яркий болгарин. И вот что любопытно, именно с началом 90-х неожиданно и очень уверенно начинает расти интерес к имени Филипп, достигнув своей вершины в 1997 году.

Это старинное имя, которое носил один из двенадцати апостолов, по популярности и сейчас не входит в России ни в десятку, ни даже в тридцатку распространенных мужских имён. Тем не менее, всё чаще родители называют своих новорожденных детей Филиппами, не боясь, обидных прозвищ и той снисходительности, которая закрепилась за этим именем в нашей стране благодаря Ивану Грозному и Льву Толстому.

Имя Филипп: значение

Имя Филипп по происхождению греческое, составленное из двух слов: «φιλέω»- любить и «ἵππος» — лошадь. Отсюда и перевод имени Филипп как «любящий лошадей». Надо сказать, что быть владельцем лошади в древности было роскошью. Только богатый человек мог позволить себе коня. Поэтому имя Филипп принято трактовать, как «знатный» и «благородный». Имя это в древности было весьма популярно. Особенно любимо оно было среди македонских царей, самым знаменитым из которых был Филипп II, отец Александра Македонского. Он царствовал с 359 года до н.э и прославился не только своей воинственностью и энергичностью, но и тем, что подчинил себе Грецию.

Впрочем, популярным среди монархов, царским это имя стало всё-таки благодаря апостолу Филиппу, в честь которого называли будущих византийских императоров, а впоследствии и европейских королей. В истории Германии, Испании, Португалии, Франции мы обязательно встретим не менее трёх, а то и пяти королей, носивших это имя. От языка к языку в произношении имя Филипп не особенно изменяется: где-то его пишут с одной буквой «п», где-то добавляют на конце гласные и даже согласные. Поэтому у итальянцев это имя звучит как Филиппо, у испанцев — Фелипе, у греков — Филиппос, а у голландцев — просто Филипс.

А что же у нас? На Русь имя пришло вместе с принятием христианства и прочно закрепилось. Не исключено, что этому способствовало упоминание апостола Филиппа во всех четырёх Евангелиях, которые можно было услышать в церкви. Более того, в Евангелии от Иоанна, в главе, описывающей Тайную Вечерю, мы слышим голос Филиппа, обращенный к Спасителю (Ин. 14: 8–10). Тем самым апостол становится понятнее, ближе верующему, ищущему и просящему у него заступления перед Богом.

Как бы то ни было, в нашей стране имя Филипп в большей степени было распространено среди духовенства. Филиппом, вошедшим в анналы не только русской церковной истории, но и истории христианских мучеников, был митрополит Московский и всея Руси Филипп II (Колычев).

Святитель Филипп, митрополит Московский и «филькина грамота»

Игумен и строитель Соловецкой обители (при котором монастырь стал промышленным центром Поморья), участник Стоглавого собора, он открыто выступил против Ивана IV Грозного, осуждая опричнину. Впрочем, сперва делал он это кулуарно, в личных беседах с царем. А так же в многочисленных письмах, которые, увы, не сохранились до наших дней.

Иван Грозный, который знал о позиции владыки Филиппа ещё при вступлении его на митрополичью кафедру, видимо, рассчитывал на подчинение своей воле. Однако, когда митрополит стал буквально «бомбардировать» письмами царя, Иван Грозный в ответ начал выражал ему своё полное презрение. Во первых, он стал называть митрополита Филькой, а его письма «филькиной грамотой». Это выражение, обозначающее документ, не имеющей силы, ничтожный и поддельный, очень скоро стало устойчивым выражением, которое широко употребляется и по сей день. Во-вторых, царь начал провоцировать митрополита на открытый конфликт.

Так в марте 1568 года в Успенском соборе Кремля митрополит Филипп отказался дать благословение царю и его опричникам, которые явились в шутовских одеждах, напоминающих монашеское облачение. Но при большом стечении народа, в присутствии иностранных послов, он выступил с обличительной речью. Во второй раз, 4 месяца спустя, во время Крестного хода в Новодевичьем монастыре, митрополит вновь указал на неподобающий вид опричников. Царь воспринял слова митрополита как личное оскорбление, выразил ему своё презрение и в гневе покинул монастырь. Началась следственная комиссия, призванная изобличить злодеяния опального митрополита.

В ноябре 1568 года церковный суд лишил митрополита сана. После богослужения в Успенском соборе опричники сорвали святительское облачение и одели митрополита Филиппа в старое монашеское одеяние. Он был заточён сначала в Богоявленский монастырь, затем в деревянных колодках и железных кандалах препровожден в монастырь Николы Старого, оттуда переведен в Успенский Отрочь монастырь в Твери, где 23 декабря его задушил Малюта Скуратов.

Только в 1591 году по настоятельной просьбе Соловецких насельников мощи митрополита Филиппа были перенесены на Соловки. Здесь вскоре начали записывать чудеса и исцеления, произошедшие от гроба митрополита. Позже было составлено житие и служба, а 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву.

Образ непримиримого и неподкупного, стойкого и верного Богу христианина, которым являлся митрополит Филипп, сохранился в народной памяти. Однако, сохранилось и острое словцо, сорвавшееся с языка Грозного царя. Не исключено, что эта «филькина грамота» сыграла свою роль в популярности имени Филипп. Так же как и быль Льва Николаевича Толстого.

«Филиппок» Льва Толстого. История создания

В 1859 году Лев Толстой открыл в Ясной поляне бесплатную школу для крестьянских детей. Из собственных сказок и повестей он составил в 1872 году «Азбуку». Среди прочих в неё вошла быль «Филиппок». Это совершенно невыдуманный история, прототипом которой стал Филипп Макаров, сын крестьянина, принадлежавшего графу Толстому. Не только для графских крестьян, но и для многих советских первоклашек эта быль стала, наверное, первым серьёзным и относительно большим произведением, прочитанным самостоятельно.

Быль, вошедшая в золотую коллекцию отечественной литературы, проиллюстрированная лучшими отечественными художниками, одновременно сформировала и отношение к имени Филипп. Смешной недотёпа в отцовской ушанке, который с трудом пробирается по сугробам, улепётывает от деревенских собак и молчит от страха перед школьным учителем. «Бедовый и страсть какой ловкий», которые путает буквы в «Богородице, Дева радуйся», на многие десятилетия стал ассоциироваться с красивыми, звучным и благородным именем Филипп.

Но в церковной истории есть и еще один Филипп, о котором часто забывают или попросту путают его с апостолом Филиппом из двенадцати. Это апостол Филипп из семидесяти. Его память Русская Православная Церковь чтит 24 октября.

Житие святого Филиппа, апостола от семидесяти

О детстве апостола Филиппа мало что известно. Он происходил из Кесарии Палестинской. Женился, имел семью и четырёх дочерей. За свою благочестивую жизнь он был поставлен апостолами на диаконское служение в Иерусалиме среди прочих семи диаконов. Вместе с архидиаконом Стефаном он не только был призван проповедовать, но также заботиться о вдовах, сиротах и больных и служить при общих христианских трапезах.

Когда начались гонения на христиан и был убит святой Стефан, апостол Филипп, как и другие христиане, покинул Иерусалим, чтобы начать свою проповедь в Самарии и странах, граничащих с Палестиной. Очень многих он обратил в христианство не только своим словом, но и молитвой, по которой исцелялись физические недуги и изгонялись бесы. Одним из тех, кто принял христианство благодаря апостолу Филиппу, был известный в Палестине волхв Симон, прославившийся своим колдовством. Потрясенный чудесами, которые творил молитвой апостол, Симон не только уверовал, но долгое время и всюду сопровождал апостола Филиппа, свидетельствуя о его духовных подвигах. Некоторое время спустя, вернувшись в Иерусалим, диакон Филипп был рукоположен апостолами в сан епископа и отправлен с проповедью в Лидию, где он продолжал крестить и проповедовать. Умер апостол Филипп, дожив до глубокой старости.

Тропарь апостола Филиппа, глас 3
Апостоле святый Филиппе,
моли Милостиваго Бога,
да прегрешений оставление
подаст душам нашим.

Кондак апостола Филиппа, глас 4
Языков ловец пречудный
и учеников Христовых собеседник,
апостолов предызбранный,
Филипп днесь миру исцелений подает богатство,
покрывает от обстояний того хвалящия.
Тем согласно зовем ему:
спасай вся молитвами твоими, апостоле.

Просмотров: 

1 099