Каляда, каляда?
– Конечно. Для православного христианина Рождество Христово наступает в полночь, когда начинается литургия. До этого – строгий пост. Люди целый день не кушают – до первой звезды. И только тогда вкушают просфору, или немного хлебушка, или немного пищи без масла – для укрепления сил. Обычно на всенощном бдении каждому дают кусочек освящённого хлеба, пропитанного вином. Съели, пришли домой, готовятся к ночной Божественной литургии.
Вечером после всенощного бдения, уже ходят с калядками. Это нормально, когда калядующие изображают рождественские сценки, поют рождественские песни, надевают костюмы библейских персонажей, например, волхвов. Они возвещают людям о Рождестве Христовом. Смысл не в веселье, не в сборе денег и конфет, а в прославлении Христа и Его Рождества. Это создаёт праздничное настроение, направленное на Рождество Христово. Люди, которые калядуют, также не разговляются.
Но то, что зачастую можно увидеть на наших улицах – это проростки язычества. Так же и эта «вечеря», которая начинается с пьянки. Она не традиционна для Православия. Это пережиток безбожного времени, когда старались всеми силами заглушить в нас православную веру. А люди всё-таки что-то помнили и пытались в Рождество хоть как-то объединиться. Но и это тоже – безбожное начинание, обросшее домыслами.
Думаю, что правильно крестникам и крёстным собираться 7 января, в день Рождества Христова. А то получается, Христос ещё не родился, Таинства Крещения как такового в мире нет, а крёстные и крестники уже что-то празднуют. Это даже логически неправильно! Сам смысл праздника теряется: оскоромились, выпили, а там и вообще забыли, зачем пришли, детей задвинули к телевизору или компьютеру... А смысл-то вечери – в духовности, нравственности, в общении с крестниками, назидании детей.