Любовь Божия не становится меньше от того, что мы грешим

Любовь Божия не становится меньше от того, что мы грешим

Мы знаем, что Господь никогда никого не оставляет, но мы очень часто оставляем Его, и в этом наша беда: Бог неизменно рядом с нами, а мы часто удаляемся от Него; Он изначально предлагает нам следовать стезей праведных, а мы избираем кривой путь; Господь всегда дает нам возможность вкушать от древа жизни, а мы стремимся вкусить запретный плод от древа познания добра и зла. Но в конечном итоге каждый человек делает свой выбор: либо в пользу Бога, либо против Него.

Мы слышали Евангельское чтение о страданиях и крестной смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как они описаны в Евангелии от Марка – самом кратком, и, по-видимому, первом по времени составления.

История Страстей Христовых также изложена и тремя другими евангелистами. Она начинается с вечери в Вифании и с рассказа о том, как Иуда Искариот – один из двенадцати апостолов Христа – возымел намерение предать Его (см. Ин. 13: 2-4). Всякий раз, читая это повествование, мы задаемся вопросом: каким образом получилось так, что один из двенадцати учеников предал Спасителя, и неужели Господь, избирая его на служение, не знал, что тот предаст Его? Неужели Господь мог совершить ошибку, выбрав Себе такого ученика? Но, вчитываясь в слова Священного Писания и видя в другом Евангелии рассказ о том, как на Тайной вечере, когда Иуда решился покинуть общину учеников для с целью предать Спасителя, Господь сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13,27), мы понимаем, что Господь знал о намерениях Своего ученика. Нам не известно, знал ли Он об этом с самого начала, потому что Иисус Христос был не только Богом, но и Человеком, – при этом ни божественная, ни человеческая природа не претерпели никакого изменения, но остались полноценными, – и по человеческой Его природе некоторые события будущего были от Него сокрыты. Но, конечно, в описываемый в Евангелии момент, когда Иуда задумал предательство, Господь уже знал, что оно совершится, и словами «что делаешь, делай скорее» не подталкивал Своего ученика к совершению греха, а, наоборот, показывал, что Ему известно о намерениях Иуды.

Эти слова должны были послужить для ученика предостережением, как и слова Господа о женщине, что разбила сосуд с драгоценным миром и возлила это миро на ноги Спасителя (см. Ин. 11. 2; Мф. 26. 7; Мк. 14. 3), о которой Он сказал, что везде, где будет проповедано Евангелие, поведают и о сделанном ею (см. Мк. 14. 9; Мф. 26. 9). По всему миру − везде, где проповедуется Евангелие, − рассказывается и о том, что сотворил Иуда Искариот. Для нас, наверное, навсегда останется загадкой душа этого человека и мы никогда не проникнем в тайну его взаимоотношений со своим Учителем, но из евангельского рассказа становится понятно, что намерение предать Спасителя возникло у Иуды не сразу, а постепенно созревало в его душе. Господь знал об этом намерении и пытался остановить Своего ученика.

Каждый человек получил от Бога свободную волю, каждого человека Господь призывает ко спасению, но не всякий откликается на этот призыв, и каждый из откликнувшихся делает это по-разному.

Мы слышали в евангельском рассказе и о трех особо приближенных к Спасителю учениках, которых Господь взял с Собой в Гефсиманский сад, где молился Своему Отцу о том, чтобы, если возможно, миновала Его чаша страданий и смерти (см. Мф. 26. 39; Лк. 22. 42, Мк. 14. 36). И в то время, когда Господь пребывал в страданиях и муках, эти ученики спали. Трижды Он возвращался к ним и трижды находил их спящими (см. Мк. 14. 33-41; Лк. 22. 39-45; Мф. 26. 36-45), потому что, как сказано в Евангелии, их очи отяжелели (Мф. 26. 43; Мк. 14. 39), они не смогли побороть естественную человеческую слабость и уснули тогда, когда Господь нуждался в их помощи. Ведь неслучайно Иисус Христос приходил и будил их − наверное, Он хотел услышать от учеников слова поддержки и утешения, ибо как человек скорбел и тосковал. Однако Он не услышал этих слов, ибо ученики проспали важные моменты жизни своего Учителя, когда не они нуждались в Его помощи, как это чаще всего бывало, а Он нуждался в них.

Также мы слышим отдельное повествование о первоверховном апостоле, кому суждено было возглавить Церковь после смерти и воскресения Христа, руководить апостольской общиной. Петр в минуту страданий Спасителя, когда Господь был предан на осуждение и смерть, поколебался и отрекся от Него. Это тот самый ученик, который сказал: «Если и все соблазнятся, но не я» (Мк. 14. 29), и Господь ответил ему: «Прежде, нежели пропоет петух дважды, ты трижды отречешься от Меня» (Мк. 14. 30). Опять мы слышим предсказание, и можно подумать, что раз Господь предрек Петру отречение, значит, апостол и должен был так поступить. Может, это было некое проклятие, которое изрек Спаситель? Нет, это не так.

Так же, как и в случае с Иудой, Господь предвидел то, что произойдет; в отдельных случаях Он говорил об этом ученикам открыто, а иной раз не указывал прямо, но давал каждому возможность понять, что Ему известно об их намерениях и человеческих слабостях. В критическую минуту ученики должны были бы вспомнить предупреждения своего Спасителя, но они забыли о них, ибо человеческая слабость, немощь и грех оказались сильнее.

Вновь мы возвращаемся к предательству Иуды и спрашиваем себя: как такое могло произойти? Мы знаем, что Иуда строил планы предать Христа и это намерение постепенно созревало в его душе. Наверное, поначалу он так же, как и другие ученики, вдохновлялся проповедью и личностью своего Учителя, вместе с остальными ходил по городам и весям, проповедуя Христа, и получал от Господа те же дары, что и прочие апостолы. И когда по возвращении ученики рассказывали о чудесах и исцелениях, что они совершали, то и Иуда был в числе апостолов, – он уже приступил к апостольской миссии, но в какой-то момент все же внутренне поколебался и сломался. Наверное, это произошло, когда он почувствовал, что, помимо Спасителя и Его миссии, может быть еще какая-то ценность. Святые отцы по-разному толкуют преступление и главный грех Иуды: одни говорят, что его погубила страсть сребролюбия, − он носил ковчежец с деньгами и посчитал, что при помощи этих денег можно достичь земного счастья. Об этом свидетельствуют и произнесенные Иудой слова, когда он увидел, что женщина, помазавшая ноги Спасителя, по его мнению, бесцельно тратит драгоценное миро (см. Ин. 12. 4-6). Другие святые отцы говорят, что его погубила гордость, – он возгордился, подобно Деннице, и восстал против Бога.

Опять же, мы никогда не узнаем всей совокупности причин, которые привели этого ученика к предательству. Но мы знаем одно: если в душе человека возникает раздвоенность, если помимо божественной воли он порывается исполнять волю человеческую, греховную, которая противится божественной, если, подобно Адаму, он пытается одновременно вкусить от древа жизни и от древа познания добра и зла, то рано или поздно должна наступить определенная развязка: такой человек отойдет от Бога, ибо одно с другим совместить невозможно.

Так и произошло с Иудой, но не с другими учениками, которые поколебались, но вернулись к своему Спасителю и подвигом последующей жизни и мученической кончиной доказали свою верность Христу. Именно этим немощным людям, однажды проспавшим очень важные минуты из жизни своего Спасителя, находившимся поодаль, когда Он страдал на Кресте, − именно им, несмотря на их человеческие немощи, Господь вверил созидание Церкви после Своей смерти, после воскресения.

Иуду же постигла другая участь: он, предав Спасителя, раскаялся, но вместе с тем не принес покаяния, не вернулся к Спасителю, а пошел и удавился – насильственным образом прекратил свою жизнь.

Как же на все это смотрит Господь наш Иисус Христос, Который на протяжении нескольких лет воспитывал Своих учеников, – Свою «команду», людей, которых Он выбрал для того, чтобы они проповедовали миру Евангелие? Не они Его избрали, сказал Спаситель апостолам на Тайной вечере, а Он их избрал (см. Ин. 15. 16). Избрал такими, какими они были, −  со всеми их человеческими немощами и слабостями.

В последние часы и минуты Своей жизни не Господь Иисус Христос оставил Своих учеников, а они покинули Его. Но Спаситель продолжал о них молиться, как тогда на Тайной вечере, когда просил Отца, чтобы ученики пребывали в таком же единстве с Ним, в каком Сам Господь Иисус Христос пребывает со Своим Отцом (см. Ин.17, 9-13). Это духовное единство было явлено на Тайной вечере, когда под видом хлеба и вина Он раздал ученикам Свое Пречистое Тело и Честную Кровь. В Тайной вечере участвовали все апостолы, в том числе и Иуда Искариотский, и для всех, кроме него, это Причастие стало залогом жизни вечной; Иуда же причастился в суд и в осуждение, ибо уже тогда замыслил предательство и душой отошел от Бога, хотя телом еще пребывал в общине учеников.

Этот страшный урок мы всегда вспоминаем, когда приступаем к Святым Христовым Тайнам. Мы молимся перед Святой Чашей словами: «Не лобзания Ти дам, яко Иуда», − во избежание такой же участи, чтобы человеческие слабости и немощи не препятствовали нам возвращаться к Богу всякий раз, когда мы пропустим или проспим что-либо важное, когда согрешим против Бога, оставим Его.

Мы знаем, что Господь никогда никого не оставляет, но мы очень часто оставляем Его, и в этом наша беда: Бог неизменно рядом с нами, а мы часто удаляемся от Него; Он изначально предлагает нам следовать стезей праведных, а мы избираем кривой путь; Господь всегда дает нам возможность вкушать от древа жизни, а мы стремимся вкусить запретный плод от древа познания добра и зла. Но в конечном итоге каждый человек делает свой выбор: либо в пользу Бога, либо против Него.

Иуда сделал свой окончательный выбор не в пользу Бога, а другие ученики, несмотря на то, что и они поколебались и проявили человеческую слабость, в конечном итоге выбрали Бога, посвятив Ему свою жизнь. Подобно своему Учителю, они приняли крестную смерть и вместе с Ним вошли в славу Его − не земную, о которой мечтали, когда встретили Господа, думая, что Спаситель войдет в Иерусалим, воцарится, а они станут ближайшими Его помощниками, воссядут одесную и ошуюю Его. Нет, они получили иную славу, славу вечную, которая пребывает в Церкви Христовой. Мы прославляем этих апостолов − всех, кроме одного, избравшего путь погибели.

Господь наш Иисус Христос любит каждого человека. Он любил всех Своих учеников − не только первоверховного апостола Петра или двух других, которые были с Ним в Гефсиманском саду; Он любил не только двенадцать апостолов, но и Иуду Искариотского; даже зная, что тот предаст Учителя, Он все равно продолжал его любить и до последнего старался предостеречь от рокового поступка, который Иуда все-таки совершил.

Господь любит и всех нас и каждого призывает к покаянию, неоднократно посылая нам в жизни различные предупреждения: это может происходить непосредственно, через людей или через Священное Писание. Если мы прислушиваемся к голосу Божьему, который звучит для нас в разных обстоятельствах, то у нас всегда есть шанс вернуться к Господу, даже если мы согрешили и на какое-то время оставили Его. Господь Иисус Христос умер на Кресте ради каждого человека, любовь Божия простирается на весь мир и не становится меньше от того, что мы грешим. Это наша любовь уменьшается, когда мы начинаем искать какие-либо ценности, помимо Бога и той апостольской миссии, к которой Господь нас призвал.

В дни Великого поста, когда мы готовимся к Страстной седмице, будем чаще обращаться к книгам и Ветхого, и Нового Завета. Перечитаем еще и еще раз Евангелие для того, чтобы не только вспомнить о крестном подвиге Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, но и о том, как вели себя Его ученики, поставить себя перед лицом этих событий, перед лицом Божественной любви и человеческой немощи и раз навсегда сказать себе, что Бог, Его заповеди и то служение, которое Он на нас возложил, должны быть для нас всегда на первом месте и в нашей жизни не может быть никакой иной ценности, равной этой.

Если же возникают в нашей жизни какие-то немощи, слабости или грехи, то будем приносить в них покаяние, и сколько бы раз ни падали, будем восставать вновь и вновь, чтобы возвратиться ко Господу. Этот путь покаяния приведет нас туда, куда привел всех апостолов, кроме одного, – к Царствию Небесному, ко спасению, к вечной жизни и к Самому Христу. Аминь.


www.pravmir.ru

Просмотров: 

524