Масленица - время просить прощения и готовиться к посту

Масленица - время просить прощения и готовиться к посту

Масленица так называется потому, что в этот период времени разрешается вкушение сливочного масла, а также молочных продуктов и рыбы. На церковном языке  эта неделя перед Великим Постом называется сырной седмицей. Начало поста отсчитывается от праздника Пасхи Христовой, который в разные годы выпадает на разные числа, поэтому и масленица также не имеет определённого постоянного числа.

Масленицу в народе празднуют, как особое время, когда можно предаваться разным играм, катаниям и многим другим развлечениям, сопровождающимся обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают.

Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: "Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу", затем говорит, что самое празднование масленицы - это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви.

Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами.

Неделя начинается с воскресенья, на литургии в этот день читается евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением Церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться.

Время Великого Поста - это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренне покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва - два крыла, возносящие душу человека к небу. Но пост тогда будет действенен, когда он сопровождается добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощёным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6: 14 - 15).

Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили "прощаться" со знакомыми, со священниками - своими духовными отцами. Они посещали могилы, "прощаясь" с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году.

В начале VXII века о чине прощения француз Маржерет пишет: "На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: "прости меня, пожалуйста", другой отвечает: "Бог тебя простит, и ты меня прости".

При дворе московских государей обряд "прощения" развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, "прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву Лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд "прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощённое воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения, патриарх произносил глубоко покаянную проповедь. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключённых.

Святая церковь в Прощённое воскресение вспоминает грехопадение первых людей и потерю рая. Этим она напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. Иисус Христос пришёл к человекам, чтобы спасти род человеческий и даровать ему потерянный рай и жизнь вечную. Но чтобы получить спасение, надо покаяться. Первые слова проповеди Иисуса Христа - это призыв к покаянию. "Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф .4: 17).

На масленой неделе мы должны подумать, как нам принести искреннее покаяние в течение Великого Поста, чтобы души наши воскресли к Пасхе вместе с Воскресшим Христом и чтобы Он сподобил нас радоваться вечной радостью вместе с Ним и со всеми святыми, прославляя Святую Троицу во веки веков. Аминь.

Просмотров: 

629