Не просто икона. О чём говорит Плащаница

Не просто икона. О чём говорит Плащаница

Созерцая Распятого

… Завершились события Великого Четверга. Отдал Господь последний Свой дар ученикам – Себя Самого, Своё тело и кровь. Он был предан на неправедное судилище, а вслед за этим – на позорную крестную смерть. Человек убил своего Бога – происходит непостижимое и для святых ангелов, не только для человека…

Как икона это отражает? События, предшествовавшие Крестной смерти, да и сама Крестная смерть описаны в 12-ти Страстных Евангелиях, которые читаются вечером в четверг, а посередине храма в этом время стоит Крест Господень, и именно его созерцают верующие.

Все происходит при созерцании, непосредственном созерцании Распятого, Умершего за каждого из нас Спасителя. Мы видим и кровь, вытекающую из Его рёбер, и Его самого, обнимающим Собою весь мир.

Пелены

И вот наступает великий итог – день Его погребения, мы готовимся к Великой Субботе. Как здесь иконография освещает нам эти события?

Есть устойчивая традиция делать священные изображения на досках в иконной, темперной технике, которые поставляются посреди Церкви в течение всего года, а перед чином Погребения Спасителя выносится из алтаря Святая Плащаница.
Плащаница из Бачковского мон. 15 в. Болгария.

Христос во гробе, Христос покрыт пеленами, такими же, какими был покрыт и праведный Лазарь, пропитанными такими же смолами, которые не дают возможности никакого движения.

Поэтому чаще всего вместо иконы, написанной на доске, и видим мы Плащаницу, образ, выполненный, вышитый на материи, на ткани. Этот образ призван напоминать нам о той Плащанице, которой было покрыто Тело Христа во гробе.

Целомудрие в обобщении

Формы рисунка, которые мы видим на Святой Плащанице, гораздо более обобщённые, чем на большинстве икон, ещё более обобщённые, чем на Распятии, написанном в православной традиции. Все она далеки от натуралистичности, но здесь, в Плащанице, употреблено большее обобщение для еще большего целомудрия для того, чтобы меньше было напоминания о какой-либо чувственности, эмоциональности, плотяности в созерцании Тела Христа во гробе. Вот почему Плащаница создается в иных формах, на ином материале и представляет собой даже по своей осязательности нечто иное, чем просто икона.

Образ Святой Плащаницы являет нам образ Бога, ставшего Человеком, жившего и умершего, как человек. И эта плоть Богочеловека Христа лежит во гробе… Это непостижимо, это прикровенно для нас, до конца понять это невозможно и ангелам. Вот эта прикровенность проявлена в самих формах образа и даже в самой материи Святой Плащаницы. Когда к Ней прикасаешься, Её осязаешь иначе, воспринимаешь как образ погребальных пелен, которыми был покрыт Первообраз при положении во Гроб.

Но смерть была побеждена Христом! Пройдёт совсем немного времени, и уже на утрени Великой Субботы главным центральным образом станет икона Сошествия во ад и Воскресения Христова.

www.pravmir.ru

Просмотров: 

413