Не в вине вина?

Не в вине вина?

Не случайно Всероссийский день трезвости установлен в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – не будь царь Ирод в тот день пьян, вряд ли бы он решился на убийство Пророка… «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его воли, как пьяница», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Алкоголизм (пьянство) – это проявление страсти чревоугодия (попытка решения духовных проблем употреблением в пищу некоторых продуктов). С физической точки зрения это хроническое заболевание, обусловленное систематическим потреблением спиртного, проявляемое в стойкой психологической и физиологической зависимости от алкоголя; а с духовной – греховная страсть, одержимость. В Священном Писании пьянство стоит в одном ряду с мужеложеством и скотоложеством: 1 Кор. 6: 10; Лк. 21: 34; Тов. 4: 15; Гал. 5: 21; 1 Пет. 4: 3; Сир. 31: 30.

Все зависимости – это неудачная попытка человека обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Излечение от алкоголизма требует духовной дисциплины: ежедневной молитвы, ежедневного чтения Священного Писания, регулярного участия в Таинствах Исповеди и Причастия.

Почему, если алкоголизм – болезнь, он препятствует вхождению в Царство Небесное (1 Кор. 6: 10); разве болезнь – грех?

В ряду болезней алкоголизм занимает особое место. Многие болезни возникают и прогрессируют вне зависимости от желания и вопреки желанию человека. Алкоголизм же во многом обусловлен сознательным влечением к спиртному, особым расположением душевных сил. Можно сказать, это болезнь нравственного, духовного порядка, и лечить её исключительно медицинскими средствами, игнорируя духовные, крайне трудно, а иногда почти невозможно.

В Православии пьянство определяется прежде всего как греховная страсть. Для человека, подчинённого пьянству, Бог, семья, творчество, работа, забота о нравственном самовоспитании, о христианском долге отступают на задний план. В случаях крайней зависимости алкоголь фактически превращается в идола, в связи с чем пьянство поставляется в Священном Писании в один ряд с идолопоклонством (1 Кор. 6: 9 – 10). А по разрушительности и пагубности пьянство сопоставляется с блудом, мужеложством, лихоимством, хищничеством (1 Кор. 6: 9 – 10). Таим образом, человек, злоупотребляющий спиртными напитками и не желающий это занятие прекращать, сам препятствует себе вхождению в Царство Божие.

Можно ли побороть алкоголизм в одиночку?

В одиночку справляться с пьянством трудно. Очень полезно обратиться за помощью к грамотному специалисту. Эффективны православные общины и братства трезвости, где можно найти поддержку единомышленников. А главный наш Помощник – Господь Бог. Если человек искренне хочет избавиться от зависимости и горячо просит Бога об исцелении, Господь обязательно поможет.

Как молиться, если хочешь избавиться от винопития?

Не нужно строить далёких планов, но настроиться на ежедневную борьбу с грехом. Утром, прочтя утреннее правило, нужно от всей души помолиться Богу, можно своими словами: «Господи, помоги этот день не пить, помоги справляться с мыслями о выпивке, укрепи мои немощные силы». Так мы просим у Бога помощи на грядущий день и настраиваемся на жизнь без алкоголя. День прошёл без алкоголя – слава Богу. На следующее утро опять молимся, опять готовимся прожить день без выпивки. Постепенно приобретается навык борьбы с этим грехом, становится легче. Главное, не забывать каждое утро начинать с этой молитвы, и Господь поможет.

Какая икона помогает избавиться от пьянства?

Помогает избавиться от пьянства не икона, а Господь Бог. Однако есть традиция, что верующие в тех или иных ситуациях молятся перед тем или иным образом. Например, чтобы получить исцеление от алкоголизма и наркомании, принято молиться пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но если у вас нет такой иконы, возьмите другую, или молитесь без иконы. Бог слышит ваши молитвы, когда мы устремляемся к Нему всем сердцем. Слышат нас и Божия Матерь, и святые, и молятся о нас пред Господом.

Какие первые шаги следует сделать желающему преодолеть алкогольную зависимость?

Удалите из дома все бутылки с алкоголем, и даже пустые, чтобы не напоминали о пьянстве. Доступность алкоголя – первый фактор, провоцирующий пьянство.

Избегайте компаний, где пьют; не ходите в гости и сами не устраивайте застолий. Расскажите друзьям и родным, что бросили пить.

Если тянет к алкоголю, проанализируйте, когда и почему (снять стресс, тоскливо на душе, проблемы на работе и дома и т.д.). Запишите, как преодолели тягу, как решили проблемы без алкоголя. Если был срыв, проанализируйте ошибки, подумайте, как не повторить их, как избежать ситуаций, провоцирующих пьянство.

Не сидите без дела, но и не переутомляйтесь; старайтесь, чтобы всё свободное время было чем-то заполнено: молитесь, читайте, найдите интересное хобби.

Больше общайтесь с близкими, гуляйте, займитесь физкультурой и спортом.

Займитесь самообразованием в антиалкогольной области, больше узнавайте о вреде алкоголя и о том, как справиться с зависимостью.

Допустимо ли с духовной точки зрения лечиться от алкоголизма методом «кодирования»?

Во-первых, кодирование – это вторжение в психику, в мозг, что чревато психическими расстройствами. Во-вторых, лечением кодирование не является – человека программируют на невозможность употребления алкоголя, но он не сам борется с болезнью, а отдаёт свою волю во власть нарколога-кодировщика. Ещё одна опасность в том, что алкоголик, не имея возможности удовлетворить свою страсть, часто заменяет её на какую-нибудь другую.

Евангелие говорит, что необходимое условие исцеления – покаяние страждущего. Пьянство, которое возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, не пройдёт без молитвы и поста, без сокрушения сердечного, без спасительных Таинств Церкви. Кодирование же и иное подобное воздействие на душу человека – это бесовщина. Сторонитесь такого «целительства».

Правда ли что в ветхозаветные времена было более лояльное отношение к алкоголю, чем сейчас?

Употребление вина было необходимой частью любого праздника (Ис. 5: 12), так как оно «веселит сердце человека» (Пс. 103: 15; Суд. 9: 13; Еккл. 10: 19; Сир. 31: 32). Однако чрезмерное употребление алкоголя в Древнем Израиле однозначно воспринималось как грех. Пророки и мудрецы наставляли против пьянства и подчёркивали его тяжелые последствия. Пророк Исаия обвиняет тех, кто злоупотребляет как вином, так и крепкими напитками (Ис. 5: 11 – 12), Товит дает своему сыну совет: «Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем» (Тов. 4: 15). Служащим священникам в ветхозаветные времена было запрещено пить вино под страхом смерти (Лев. 10: 8 – 11; Иез. 44: 21). В Священном Писании даются примеры постыдного поведения пьяных.

В Священном Писании среди алкогольных напитков часто упоминается сикер (сикера). Что это?

Сикер – это общее обозначение любого алкогольного напитка, помимо виноградного вина (пива, сидра, пальмового вина и т. п.) Из переводов Библии сикера вошла в старославянский и древнерусский языки. В русском языке слово сикера в значении «хмельной напиток вообще» вышло из употребления к XV веку, и в современном русском языке используется только в церковном лексиконе. Наиболее известное и яркое из библейских предостережений против пьянства с упоминанием сикера из книги Притч Соломона звучит так: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20: 1).

Каково было отношение к алкоголю в первые века христианства?

Апостол Павел пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5: 18), «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9). При этом он рекомендовал апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5: 23). Следует отметить, что в Римской Империи, гражданином которой был апостол Павел, вино почти всегда смешивали с водой (треть вина на две трети воды), считая, что неразбавленный алкогольный напиток употребляют только «варвары».

Святые Отцы, осуждая пьянство, защищали возможность умеренного употребления алкоголя для улучшения здоровья, но не до помутнения рассудка и падений. Как отмечал святитель Иоанн Златоуст, «не вино – зло, а пьянство». Пьянство, в отличие от умеренного употребления алкоголя, считалось тяжёлым грехом.

По материалам православной энциклопедии «Азбука Веры».

Просмотров: 

252