О посте, скрипке и отбойном молотке

О посте, скрипке и отбойном молотке

Петров пост
Христианский пост есть воспитание души, обучение духовным навыкам, а также – врачевание тела от греховных страстей, дабы всё естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью. Для того нам и дан пост, чтобы уподобить душу дивной скрипке, издающей прекрасную мелодию духовной жизни, а не превращаться в отбойный молоток, всё время тупо грохочущий, вгрызаясь в пропитанный выхлопными газами асфальт.

Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой – трудится рабочий с отбойным молотком. Разберёте ли вы мелодию? Или увидите только движение смычка по струнам?..

Мелодия скрипки – это вдохновение, рождающееся в душе при мыслях о Боге, звуки духовного мира, пробуждающие к чистой и целомудренной жизни, отблески райской красоты в природе, свидетельствующие о Небесном Отце. Отбойный молоток – шум внешнего мира и скрежет страстей, нестерпимым воем оглушающие душу. Внешняя суета, впечатления, мирские удовольствия и собственная греховность не дают вернуться к Небесному Отцу. Чтобы остановить отбойный молоток страстей и ежедневной суеты, Церковь предлагает христианину пост – особое время, когда возможно в общении с Богом обрести гармонию личной жизни.

От людей можно услышать, что они не постятся потому, что этак «совсем дойдут» – упадёт уровень гемоглобина в крови, голова будет кружиться, в теле появится слабость. Пост они рассматривают с точки зрения физиологической пользы. При таком подходе легко отыскиваются оправдания для отмены поста. Есть и примеры, когда человек страдал болезнью, исключающей пост, но всё равно постился и становился здоровым. Однако мы хотим сказать о другом. Пост – не диета и не уподобление вегетарианству. Пост – это духовное делание, которому мы стараемся подчинить душу и плоть.

Именно пост учит управлять естеством и через это достигать самой трудной победы – над самим собой. Вспомним казаков из «Тараса Бульбы» Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать её до последней капли крови, не хотела и слышать о посте и воздержании. В итоге, внутренний дух оказался ослаблен, что выразилось в предательстве и поражении казаков.

А вот что говорил свт. Игнатий Брянчанинов: «Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоём, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». О чём будет думать человек, привыкший ублажать чрево, в минуту голода? Не научившись господствовать над телом, мы оказываемся в рабской зависимости от него. Это относится не только к желудку, но и к половой сфере, слуху, зрению. Пресыщение может быть и видеопродукцией, играми, бестолковым общением, отдыхом. Может ли такая душа в самой себе обрести гармонию?

Пост – не только телесное воздержание. Пост есть воздержание от всего, что мешает быть с Богом, приземляет духовно-нравственные стремления. Такой пост возводит естество к райской гармонии. Тело можно сравнить с музыкальным инструментом, а душу – с музыкантом, который должен умело обращаться с инструментом. Если инструмент повреждён или расстроен, музыкант не сможет достичь гармоничной мелодии. Но и если музыкант не обучен, успеха не будет.

Пост – это возможность упорядочить внутреннюю жизнь. Это более трезвенный, покаянный настрой души, воздержание от мирских увеселений, внимательное приготовление к исповеди, увеличение молитвенного правила. Как весеннее солнце, согревая землю, растапливает снег, так и пост согревает душу духовным теплом, убирая лёд грехов и пороков. Известны случаи, когда именно в пост люди смогли преодолеть дурные привычки.

В богослужениях, молитвах, личных усилиях христианина погашается привязанность к чувственным удовольствиям, а сам он восходит к приобщению духовным истинам. После терпеливо пройденного поста, регулярного присутствия на богослужениях и участия в Таинствах душа испытывает облегчение, освобождение и утешение.

Постясь, христианин ограничивает себя в пище животного происхождения, в количестве еды. Зачем? Душа находится в тесной связи с телом, состояние тела влияет на состояние души. В Раю у человека душа господствовала над плотью, теперь у нас плоть господствует над душой. Надо научиться покорять плоть душе.

Пища способна не только поддерживать деятельность, но и препятствовать ей. Мы знаем блюда и напитки, услаждающие и разгорячающие, расслабляющие и утяжеляющие организм. Когда желудок пресыщен, ум ленив, сердце грубеет. Разве способен в таком состоянии человек чисто и искренне молиться Богу?

Пресыщение влечёт в душу ожесточение, страстные пожелания. А пост смиряет. Молитва постящегося делается сильной, произносится из души, из глубины сердца. Продукты растительные оказывают более лёгкое действие на организм и не провоцируют низких, грубых страстей. Лёгкое судно скоро переплывёт море, а обременённое лишним грузом затонет в морской пучине.

Вместе с тем, пост – не только телесное воздержание. Пост есть воздержание от всего, что мешает быть с Богом, приземляет духовно-нравственные стремления. Такой пост возводит естество к райской гармонии. Тело можно сравнить с музыкальным инструментом, а душу – с музыкантом, который должен умело обращаться с инструментом. Если инструмент повреждён или расстроен, музыкант не сможет достичь гармоничной мелодии. Но и если музыкант не обучен, успеха не будет.

Христианский пост есть воспитание души, обучение духовным навыкам, а также – врачевание тела от греховных страстей, дабы всё естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью. Для того нам и дан пост, чтобы уподобить душу дивной скрипке, издающей прекрасную мелодию духовной жизни, а не превращаться в отбойный молоток, всё время тупо грохочущий, вгрызаясь в пропитанный выхлопными газами асфальт.

(Печатается в сокращении)

Просмотров: 

432