Открою уста мои в притче (Пс. 77: 2)

Открою уста мои в притче (Пс. 77: 2)

Притчи – это краткие поучения, высказанные в образной, иносказательной форме. Могут использоваться для иллюстрации духовной истины, раскрытия требований нравственного характера; могут быть плодом человеческого опыта или воображения. Как правило, притча объясняет непонятное или мало понятное при помощи хорошо понятного.

Почему Господь Иисус Христос излагал Своё учение в форме притч?

Во-первых, Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые Его слушателям было трудно. А конкретный яркий рассказ «из жизни» запоминается на многие годы, и человек, старающийся понять его смысл, может размышлять о нём, углубляться в содержание и таким образом постепенно понимать скрытую в нём мудрость.

Во-вторых, люди, не вполне понимающие учение Спасителя, могли по-своему перетолковать его, распространить в искажённом виде. Притчи же сохраняли чистоту учения Христова, облекая его в форму конкретного повествования.

В-третьих, притчи имеют преимущество перед прямым поучением: они не только содержат в себе общий Божественный закон, но и демонстрируют его применимость, как в частной, так и в общественной жизни.

Христовы притчи замечательны ещё и тем, что, несмотря на прошедшие века, нисколько не утратили наглядности и красоты. Они являются живыми свидетелями тесного единства между духовным и физическим миром, внутренней причиной и её проявлением в жизни.

Сам Иисус объяснял, почему выбрал для проповеди иносказательную форму?

Спаситель объяснил, что Он учит притчами, чтобы дать понимание Истины тем, кто верит, и скрыть его от тех, кто не верит:

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13: 10–13);

«Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк. 4: 10–12).

Притчи есть во всех Евангелиях?

Большинство притч содержится в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. В Евангелие от Иоанна вошла только одна притча – о добром Пастыре, а также развёрнутые метафоры, несколько напоминающие притчи.

Сколько притч в Евангелиях?

Число притч Иисуса Христа затруднительно для подсчёта, так как иногда к ним относят и краткие изречения в форме метафор, например: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13). Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати.

Откуда Спаситель брал примеры для притч?

Примеры для иносказательных рассказов Господь нередко брал из природы или современной Ему общественной жизни. У евреев учить притчами и загадками было дело самое обыкновенное и общее.

Можно ли разделить притчи Иисуса Христа по времени?

Да, их можно разделить в соответствии с тремя периодами общественного служения Господа Иисуса Христа.

1 группа – притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди: о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и др. В них говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей.

2 группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения: о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и др. В них Господь говорит о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и излагает нравственные правила.

3 группа – притчи, рассказанные Господом незадолго до Крестных страданий: о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и др. В них Господь говорит о благодати Божией и ответственности человека перед Богом, о Своём втором пришествии, Страшном Суде, награде праведным и вечной жизни.

По материалам энциклопедии «Азбука веры».

Просмотров: 

1 515