Почему не крестят «суроргатных» детей?
Правда ли, что Церковь отказывает в крещении людям, родившимся от «суррогатной» матери?
Нет, не отказывает. В документе сказано: «факт «суррогатного» рождения сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несёт ответственность за поведение своих родителей». Но при определенных обстоятельствах крещение может быть отложено. В каком случае и почему?
Крещение младенцев совершается, во-первых, по вере Церкви, по уверенности, что для них возможно и важно вхождение в благодатную церковную жизнь. Во-вторых, младенцев крестят по вере тех, кто приносит их в храм – не просто берёт на себя ответственность за ребёнка, но служит гарантом его христианского воспитания. Так было всегда. В чине Крещения восприемники (крёстные) произносят за ребенка «Символ веры», содержащий основные христианские истины, свидетельствуя как о готовности воспитывать ребёнка по-христиански, так и о собственном христианском мировоззрении. Они также отрекаются от сатаны, утверждая этим намерение участвовать в христианском воспитании маленького человека.
Все это очень важно осознавать хотя бы в общих чертах. Крещение – сознательный выбор жизни со Христом, жизни по-христиански – в противовес безрелигиозному образу жизни. А если ребёнок пока сам этот выбор сделать не может, то это могут и должны сделать взрослые. Никого не обманывая. Самих себя в первую очередь. Суррогатное материнство – репродуктивная технология, которую Церковь считает нравственно недопустимой. Это должны осознавать люди, когда приносят ребёнка в храм для того, чтобы он начал свою жизнь в Церкви. Осознание должно повлечь за собой понимание церковной позиции и покаяние.
Почему Церковь требует от родителей покаяния?
Церковь ничего ни от кого не требует. Она главным образом отдаёт. Просто не все берут. Начальное условие церковной жизни – покаяние. Греческое слово «метанойя», которое переводится на русский как «покаяние», означает «перемена ума». Если это и можно назвать требованием, то с одной важной оговоркой: его практически бессмысленно исполнять против воли.
Покаяния против воли… просто не может быть! Раскаяние может быть глубоким и не очень, эмоциональным или бесстрастным, скорым или сделанным после долгих размышлений и мучений… Но оно всегда добровольно. «Невольник – не богомольник».
Иоанн Креститель так начал проповедь перед тем, как крестил людей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!».
В Древней Церкви практика Крещения младенцев возникла не сразу. Зато изначально и безусловно связывалась с верой родителей, с обязательностью христианского воспитания. Приступая к таинству Евхаристии (Причастия), главному таинству Православной Церкви, люди испытывают себя в таинстве Покаяния (Исповеди). И никто, слава Богу, не возмущается этим «требованием», не называет его «негуманным» и нарушающим чьи-либо права. Иными словами, покаяние – это никак не нововведение, но основа духовной жизни. Нововведением был бы отказ от покаяния, от осознания своих поступков и ответственности за них.
Почему такие правила применяются только к «суррогатным детям»?
Не только. Крещение – это сознательный выбор. Для взрослого – изменить жизнь, стремиться думать и поступать по-евангельски. Для ребёнка – таким же образом быть воспитанным. Это сознательный выбор родителей, бабушек-дедушек, крёстных. В последнее время в РПЦ много делается для того, чтобы катехизация (научение основам веры и нравственности) была не формальным процессом, но действительно помогала вхождению в христианскую жизнь.
В 2011 году Архиерейский собор принял важный документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В нем много говорится о подготовке к крещению. В случае крещения взрослых и детей старше 7 лет подчеркивается: «Оглашение – это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.
Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.
Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твёрдом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры.
Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства».
В случае крещения младенцев (до 7 лет), согласно вышеуказанному документу, важно учесть следующее: «…крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии».
Разве что-то в недавнем решении Синода не совпадает с этим документом?
Если веры нет, если очевидно, что люди не собираются жить по-христиански, что крещение для них – не более чем магический ритуал (чтобы не болел, чтобы по ночам не плакал, чтобы собраться за столом, чтобы породниться с нужным человеком… продолжите сами), то возникает резонный вопрос: а зачем? Зачем вводить ребёнка в жизнь, которая вам не важна, не интересна? С которой вы на самом деле не согласны и о которой даже ничего не хотите знать?
Христианство – не мир духовного уюта, а Крещение – не духовный страховой полис, на который каждый имеет право. Это жизнь, которая в идеале заканчивается терновым венцом, а не бонусами и лаврами. Крещёный ребёнок должен жить жизнью христианина, жить со Христом. Именно в этом главный, если не единственный смысл крещения.
Что сейчас делать, если крещение уже совершено?
Совершённое таинство Крещения является действительным. А родителям в любом случае важно переосмыслить то, что сделано. И понять логику церковных установлений. Поговорить со священником, прийти на исповедь.
Почему дети должны отвечать за поступки родителей? Да, суррогатное материнство – это плохо, но почему не крестить детей?
Не должны и не отвечают. Об этом прямо говорится в рассматриваемом документе. И здесь нужно иметь в виду два момента. Во-первых, многие критики решения Синода смотрят на Крещение почти как на конституционное право, в ряду избирательных прав, права на медицинское обслуживание и проч. Обсуждают решение Церкви с позиций либеральной концепции прав человека. Но Крещение – это не право. Это сознательное вступление в иную жизнь. Свидетельство серьёзного и осознанного решения стать христианином и (или) решения о христианском воспитании детей.
И в этой связи второй момент: допустим, крестили ребёнка, родители которого не осознают последствий своего поступка и вообще не собираются вводить его в жизнь Церкви. Чем это лучше отложенного решения по такому крещению? Чем лучше, что крещёный ребенок не бывает в храме, не причащаться, не научается основам веры, не растёт христианином? Что это, если не сознательная профанация Таинства? Крещение – не магический ритуал, избавляющий от болезней или сглаза с порчей. Это жизнь со Христом. Другая жизнь. Об этом и речь.
По материалам сайта www.foma.ru