Причина болезней
Господь не отверг веры и усердия. «Чадо, – сказал Он расслабленному, – отпущаются тебе грехи твои» (Мф. 9: 2). <…> Потом Он сказал расслабленному: «Возьми твою постель и иди в дом твой». И больной, не владевший прежде ногами, пошёл, прославляя Бога, и весь народ славил Иисуса, как Господа-Чудотворца.
В этом священном повествовании обратите, братие, ваше внимание на то, какими словами Спаситель исцелил больного. Не сказал Он ему сразу: возьми твою постель, не сказал ему прямо об исцелении от болезни, а объявил ему о прощении грехов: «Чадо, отпущаются тебе грехи твои». Нет сомнения, Господь хотел этими словами вразумить расслабленного. <…>
Известно, братие, что на свете ничего не бывает без причины. И болезни, которым подвергаются люди, не появляются так, ни с того, ни с сего, а имеют также свою причину. <…> Чтобы прервать болезнь, надобно устранить причину болезни. Врачи и знатоки лечения так и делают: они главное усилие направляют на то, чтобы уничтожить причину, корень болезни. <…> Но вот странное явление! Сколько ни стараются наши врачи, сколько ни употребляют они лекарств, а болезни всё-таки свирепствуют в роде человеческом. <…>
Эту главную причину указал Сам Спаситель при исцелении расслабленного: «отпускаются тебе грехи», сказал Он больному, и этим ясно показал, что главною причиною болезней служат грехи, что избавиться от грехов, значит, уничтожить болезнь, вырвать её с корнем; это и показал Господь на примере расслабленного.
И если бы спросили, что нужно больше всего помнить христианину, чего опасаться, то ответ один: помни, что грех погубит твою душу и твоё тело, и поэтому бегай греха, борись со злом; в этом задача жизни, в этом единственное средство спасения. <…>
Могут спросить: отчего же дети безгрешные и люди Божии, святые также болеют и умирают? Оттого, что нет на земле совершенной святости, оттого, что со времени греха Адама все мы в беззаконии зачинаемся и в грехах рождаемся. И ребёнок невинный, как он ни мал, уже в детстве, ещё ничего не понимая, обнаруживает уже злобу, упрямство, мстительность, неповиновение; и святые Божии люди имели грехи юности. Спросят и ещё: отчего же часто явные грешники – пьяницы, обидчики, блудодеи пользуются здоровьем? Друг мой! Не смущайся и не обманывайся этим.
Бог, по милости Своей, долго щадит грешника, долго даёт ему средство и возможность покаяться: но когда мера долготерпения переполнится, не видел ли ты, как пьяница умирал без покаяния на улице, как вор был убит на месте преступления, а часто оставлен без погребения, как блудодей нежданно свалился, как зависть и ненависть сгоняют краску с лица, лишают сна и покоя? Смерть грешников люта, – говорить слово Божие (Пс. 33: 22). Вот что делает грех. Он всё отравляет, к чему бы ни прикоснулся. <…>
Естественно человеку и необходимо есть; придёт грех – и еду обращает в обжорство; естественно человеку питьё, иногда для подкрепления сил и питьё вина; придёт грех – и естественное дело обращает в пьянство <…>
Так всё, к чему прикоснется грех, всё он оскверняет, всё загрязняет, загрязняет даже, по-видимому, доброе дело. Иной богач строит церкви, делает пожертвования в пользу бедных, открывает училища: кажется, совсем хорошее дело, а на деле – пришёл грех и заставил этого благотворителя искать чести и славы за свои благодеяния, требовать награды и орденов. И стало доброе дело худым, и вместо пользы душевной принесло вред. <…>
Что же, приносит ли грех в этих случаях удовольствие? Но кто же не знает, как тяжело делается обжоре после еды, как скверно на душе у пьяницы после отрезвления, как тяжко на сердце у завистника, у скупца и честолюбца? А муки совести у грешников? <…>
А смерть, а суд, ад и вечные мучения, – это не отравляет ли жизнь грешнику? Так, братие, грех только издали заманчив, только обещает удовольствия, а на самом деле лишает нас навеки счастья. Это красивая змея, к которой если подойдёшь близко, то будешь смертельно укушен. Только добрая, благочестивая жизнь даёт человеку счастье.
Будем же, братие, стараться избегать греха, как главной и коренной причины наших болезней, всех наших зол, бед и несчастий. Мы спим, и вокруг нас тёмная ночь греховная. Внимайте же слову апостола: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь» (1 Кор. 16: 13). <…> Час уже нам от сна восстать: ночь уже прошла, а день приблизился. Отложим дела тёмные и облечемся во оружие света. Аминь.