Причина болезней

Причина болезней

…Господь, по обычаю Своему, проповедовал. Народу собралось так много, что подойти близко, особенно принести больного, не владеющего ногами, не было никакой возможности. Но горячая вера, пламенное усердие, сердечное желание всегда превозмогут препятствия. Нёсшие больного раскрыли крышу того дома, в котором был Спаситель, и сквозь разобранный потолок спустили расслабленного к ногам Спасителя.

Господь не отверг веры и усердия. «Чадо, – сказал Он расслабленному, – отпущаются тебе грехи твои» (Мф. 9: 2). <…> Потом Он сказал расслабленному: «Возьми твою постель и иди в дом твой». И больной, не владевший прежде ногами, пошёл, прославляя Бога, и весь народ славил Иисуса, как Господа-Чудотворца.

В этом священном повествовании обратите, братие, ваше внимание на то, какими словами Спаситель исцелил больного. Не сказал Он ему сразу: возьми твою постель, не сказал ему прямо об исцелении от болезни, а объявил ему о прощении грехов: «Чадо, отпущаются тебе грехи твои». Нет сомнения, Господь хотел этими словами вразумить расслабленного. <…>

Известно, братие, что на свете ничего не бывает без причины. И болезни, которым подвергаются люди, не появляются так, ни с того, ни с сего, а имеют также свою причину. <…> Чтобы прервать болезнь, надобно устранить причину болезни. Врачи и знатоки лечения так и делают: они главное усилие направляют на то, чтобы уничтожить причину, корень болезни. <…> Но вот странное явление! Сколько ни стараются наши врачи, сколько ни употребляют они лекарств, а болезни всё-таки свирепствуют в роде человеческом. <…>

Чего только ни придумал, чего ни изобрёл ум человеческий! Больницы теперь и в городах, и в сёлах, аптеки наполнены лекарствами. Что же, меньше болеют люди, чем прежде? Едва ли. Напротив, как бы в насмешку над всеми усилиями людей, с каждым годом стали появляться такие болезни, о которых прежде люди и не слыхали. Отчего всё это? Очевидно, оттого, что не уничтожается главная, коренная причина всех болезней. <…>

Эту главную причину указал Сам Спаситель при исцелении расслабленного: «отпускаются тебе грехи», сказал Он больному, и этим ясно показал, что главною причиною болезней служат грехи, что избавиться от грехов, значит, уничтожить болезнь, вырвать её с корнем; это и показал Господь на примере расслабленного.

И если бы спросили, что нужно больше всего помнить христианину, чего опасаться, то ответ один: помни, что грех погубит твою душу и твоё тело, и поэтому бегай греха, борись со злом; в этом задача жизни, в этом единственное средство спасения. <…>

Могут спросить: отчего же дети безгрешные и люди Божии, святые также болеют и умирают? Оттого, что нет на земле совершенной святости, оттого, что со времени греха Адама все мы в беззаконии зачинаемся и в грехах рождаемся. И ребёнок невинный, как он ни мал, уже в детстве, ещё ничего не понимая, обнаруживает уже злобу, упрямство, мстительность, неповиновение; и святые Божии люди имели грехи юности. Спросят и ещё: отчего же часто явные грешники – пьяницы, обидчики, блудодеи пользуются здоровьем? Друг мой! Не смущайся и не обманывайся этим.

Бог, по милости Своей, долго щадит грешника, долго даёт ему средство и возможность покаяться: но когда мера долготерпения переполнится, не видел ли ты, как пьяница умирал без покаяния на улице, как вор был убит на месте преступления, а часто оставлен без погребения, как блудодей нежданно свалился, как зависть и ненависть сгоняют краску с лица, лишают сна и покоя? Смерть грешников люта, – говорить слово Божие (Пс. 33: 22). Вот что делает грех. Он всё отравляет, к чему бы ни прикоснулся. <…>

Естественно человеку и необходимо есть; придёт грех – и еду обращает в обжорство; естественно человеку питьё, иногда для подкрепления сил и питьё вина; придёт грех – и естественное дело обращает в пьянство <…>

Так всё, к чему прикоснется грех, всё он оскверняет, всё загрязняет, загрязняет даже, по-видимому, доброе дело. Иной богач строит церкви, делает пожертвования в пользу бедных, открывает училища: кажется, совсем хорошее дело, а на деле – пришёл грех и заставил этого благотворителя искать чести и славы за свои благодеяния, требовать награды и орденов. И стало доброе дело худым, и вместо пользы душевной принесло вред. <…>

Что же, приносит ли грех в этих случаях удовольствие? Но кто же не знает, как тяжело делается обжоре после еды, как скверно на душе у пьяницы после отрезвления, как тяжко на сердце у завистника, у скупца и честолюбца? А муки совести у грешников? <…>

А смерть, а суд, ад и вечные мучения, – это не отравляет ли жизнь грешнику? Так, братие, грех только издали заманчив, только обещает удовольствия, а на самом деле лишает нас навеки счастья. Это красивая змея, к которой если подойдёшь близко, то будешь смертельно укушен. Только добрая, благочестивая жизнь даёт человеку счастье.

Будем же, братие, стараться избегать греха, как главной и коренной причины наших болезней, всех наших зол, бед и несчастий. Мы спим, и вокруг нас тёмная ночь греховная. Внимайте же слову апостола: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь» (1 Кор. 16: 13). <…> Час уже нам от сна восстать: ночь уже прошла, а день приблизился. Отложим дела тёмные и облечемся во оружие света. Аминь.

Священномученик Иоанн ВОСТОРГОВ (печатается в сокращении).

Просмотров: 

105