"Верующим прилична надежда, а не оптимизм или пессимизм"

"Верующим прилична надежда, а не оптимизм или пессимизм"

Сергей Аверинцев

Нужно много мыслить и трудиться, чтобы видеть вещи такими, как они есть, чтобы иметь иммунитет против информационных «инфекций». Видеть в истории не механическое вращение часовой стрелки, а священную связь эпох и событий. Отличать действительные вызовы современности — от фантомов-однодневок, навеянных «стилем жизни» и мишурой коммерции.

С той высоты, с которой говорит и мыслит Сергей Аверинцев, открываются совсем иные горизонты. И делится он своими блестящими идеями щедро и увлекательно.

Сергей Сергеевич Аверинцев (1937–2004) — филолог, переводчик, религиозный мыслитель, поэт. Специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам, Византии, европейскому Средневековью, поэзии Серебряного века.
Председатель Российского библейского общества и международного Мандельштамовского общества, президент Ассоциации культурологов.

1. Времени нужны не те, кто ему, времени, поддакивает, а совсем другие собеседники.

2. Я очень люблю ругательное словосочетание «хронологический провинционализм», которое принадлежит английскому христианскому писателю и учёному Льюису. Всякая современность, которая попробует замкнуться в себе, заболевает этим хронологическим провинционализмом. Человек должен ощущать себя внутри веков и тысячелетий. Это совершенно необходимо, без этого человеческий ум стремительно разрушается.

3. Хорошо, когда читатель дочитывает книгу с безошибочным ощущением, что теперь он не знает больше, чем не знал раньше.

4. Рассуждать о падении культуры бесполезно, пока мы не научимся видеть истинных врагов культуры в самих себе.

5. Когда современность познает иную, минувшую эпоху, она должна остерегаться проецировать на исторический материал себя самое, чтобы не превратить в собственном доме окна в зеркала, возвращающие ей снова её собственный, уже знакомый облик.

 6. Каждый из нас не сможет найти себя, если он будет искать себя и только себя в каждом из своих собеседников и сотоварищей по жизни, если он превратит своё бытие в монолог. Для того чтобы найти себя в нравственном смысле этого слова, нужно преодолеть себя. Чтобы найти себя в интеллектуальном смысле слова, то есть познать себя, нужно суметь забыть себя и в самом глубоком, самом серьёзном смысле «присматриваться» и «прислушиваться» к другим, отрешаясь от всех готовых представлений о каждом из них и проявляя честную волю к непредвзятому пониманию. Иного пути к себе нет.

7. Одна из главных задач человека на земле — понять другого человека, не превращая его мыслью ни в поддающуюся «исчислению» вещь, ни в отражение собственных эмоций. Эта задача стоит перед каждым отдельным человеком, но и перед всей эпохой, перед всем человечеством.

8. Весьма большой вопрос — что христианству больше на пользу: его внешние успехи или внешние поражения?

 9. Страх Божий — это доходящее до глубин нашего существа сознание, что последнее слово — никак не за нашей строгостью или нашим прекраснодушием, не за ходовыми идеями века или за нашими оппозиционными веку концепциями, но за Богом, и только за Богом.

10. Верующим прилична надежда, а не оптимизм или пессимизм.

11. Благодарность — это самое сердце счастья; вычтите из счастья благодарность, и что останется? — всего-навсего благоприятные обстоятельства, не более того. А всерьёз поблагодарить — дело поистине серьёзное, и кто знает людей, знает, что оно даётся нелегко.

12. Есть ходячее сочетание слов: «право на счастье». Оно восходит к идеологии века руссоизма; в политическом контексте, скажем, американской Декларации независимости оно имеет чёткий смысл... Но вне контекста формула становится опасной. Человек и впрямь склонен расценивать счастье как причитающееся ему право, как должок, который ему всё никак не удосужатся выплатить.

Целая жизнь может быть загублена попыткой взыскать счастье с людей и судьбы, вести об этом недоданном счастье тяжбу и докучать жалобами небесам и земле. Но счастье нельзя получить по векселю, счастье получают только в подарок. Его незаслуженность и неожиданность — непременные свойства; его могло бы не быть, нас самих могло бы не быть.

Приведены цитаты из работ С. Аверинцева:
«Похвальное слово филологии» / «Христианство в истории европейской культуры» / «Поэты» / «Памяти А. Ф. Лосева» / «Г. К. Честертон, или Неожиданность здравомыслия» / «О страхе Божием и общем спасении» / Доклады и интервью разных лет

Просмотров: 

1 075