Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня – двунадесятый праздник, посвящённый Кресту Христову, возвещающему нам об Искупительной Жертве Христа.

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»… Через страдания – к радости, через смерть – к победе, через жертвенную самоотдачу – к выполнению воли Отца. Таков путь Искупителя мира. Таков путь всех идущих за Ним: «Кто хочет за Мной идти, да возьмёт крест свой и по Мне грядёт...» (Мк. 8: 14).

Происхождение праздника связано с обретением Креста Господня при Императоре Константине Великом (IV в.).

В начале II века Император Адриан перестроил Иерусалим, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру Гроба и соорудил там храм Венеры. Когда Император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки.

«Снимали слой за слоем, – пишет современник событий Евсевий, – вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство <…> Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил Иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма».

Позднее Палестину посетила равноапостольная Елена – престарелая мать Константина. У Евсевия нет свидетельств, что она нашла Крест Христов, но на это указывает Предание Церкви.

Во второй половине IV века Крест Христов уже чтили в Иерусалиме; части Его были разосланы по всей Империи. Святой Иоанн Златоуст указывает, что Крест Господень опознали по надписи на Нём.

В начале V века церковный писатель Руфин уже определённо связывает находку с именем святой Елены. А историк Созомен около 440 года записывает сказание, как царица искала Крест и нашла Его зарытым в землю близ Голгофы. Чтобы удостовериться в подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого Патриарх «воздвиг» (поднял) Крест над молящейся толпой.

Отсутствие сведений у Евсевия даёт повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест действительно найден, нет ничего невероятного. По иудейскому обычаю орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых – так Крест Христов могли захоронить рядом с разбойниками.

Просмотров: 

88