Вредные советы для начинающих поститься
Чтобы понять, до какой степени это наивно и даже нездорово, мне пришлось упереться носом в столп трезвомыслия. Таковым столпом оказался келарь одного довольно строгого, но городского монастыря, который я решила посетить в середине поста несколько лет назад.
– А в будние дни вы, наверное, без елея едите? – задыхаясь от благоговения, спросила я, оглядывая бесконечные ряды мисок с картошкой, перловкой и многочисленными салатиками. – Даже без овощных консервов?
– Мы что, идиоты? – странно посмотрел на меня отец келарь, облизывая ложку с кабачковой икрой. – Нам тут с одного консервного завода баклажаны консервированные пожертвовали. Жареные.
И мне стало ясно, что баклажанам на монастырской трапезе – быть.
Еще за пару лет до этого разговора я столкнулась с примером удивительного благочестия, которое чуть не привело если не к летальному, то, в любом случае, нездоровому исходу.
Одна девушка (назовем её, например, Катей) крестилась Рождественским постом, после длительной и очень консервативной подготовки. Из вод крещения Катя вышла уже воцерковлённой православной христианкой.
Катя ходила на все богослужения, на которые успевала, читала утреннее и вечернее правило, раз в две недели готовилась к причащению (о евхаристическом возрождении она ничего не слышала), старательно и подробно записывая перед исповедью в тетрадочку грехи.
Приближался Великий пост, и Катя решила провести его по правилам.
В прекрасный солнечный день на Сырной седмице раба Божия Екатерина подошла к молодому и, видимо, аскетичному иеромонаху.
– Батюшка, – спросила она, – а каков устав Великого поста?
Батюшка оглядел девицу с головы до ног (а выглядела Катя соответствующе, прямо как из известного анекдота про «замуж»: ботиночки, юбочка серая в пол, серый же платок, но взгляд интеллигентный – очки) и без запинки ответил:
– По уставу в первую седмицу Великого поста полагается сухоядение – одна трапеза в день после вечернего богослужения. В течение первых двух дней трапеза не поставляется.
И добавил:
– Было бы очень хорошо подготовиться и причаститься в среду. Слава Богу, в наше время многие благочестивые люди приступают к Таинству Причастия на литургии Преждеосвященных Даров.
Это был ещё и очень просвещённый батюшка, судя по всему.
Что такое литургия Преждеосвященных Даров, Катя знала. К моменту крещения она прочитала очень много книг по литургике и продолжала с увлечением их изучать.
Плотно пообедав в Прощёное воскресенье, Катя побежала на чин Прощения, потом закрутилась с делами, потом посмотрела на часы – а время уже за полночь. Пост начался.
Катя честно не ела и не пила весь понедельник, а затем весь вторник – посещая все службы, а между ними ещё и работая (Катя была воспитательницей в детском саду, и с трудом договорилась, чтобы в эту неделю её в течение несколько часов подменяли). В среду утром Катя, пошатываясь, пошла на службу.
На «Ныне Силы Небесныя» Катю вынесли из храма.
– Дружочек, – ласково спросил Катю один из алтарников, – а когда ты последний раз ела?
– В воскресенье днем, – прошептала Катя синеющими губами.
Кате принудительно дали сладкого чаю с конфетами. Её сильно мутило, и причащать её было опасно.
После службы к безутешно рыдающей девушке (пришлось, конечно, на тот день вовсе отпроситься с работы) подошёл здешний священник.
– У тебя духовник-то есть? – осторожно спросил он.
– Есть, – зарыдала Катя ещё безутешнее. – Я к нему раз в месяц езжу. Хотела вот в воскресенье. А сейчас хожу в храм поближе. Вот на Масленицу в N-ский (она назвала один столичный монастырь) ездила. Там мне рассказали, как правильно поститься. А я вот не смогла. Я, наверное, особая грешница.
Священник всё понял, возвел очи к небу, благословил постницу и объяснил, что к чему.
Катю как-то особо Господь любит – ей попадаются мудрые священники, и её церковная судьба сложилась вполне благополучно.
А для нас эта история может послужить хорошим уроком.
Дорогой читатель! Если ты решишься соблюдать пост по Типикону, вспомни: в старину Великим постом, особенно в первые дни его, в монастырях ослаблялись послушания, да и миряне старались все дела закончить до начала Четыредесятницы. Соизмеряй свою духовную ревность с физическими силами. В конце концов, Господу нужно твоё сердце, а не твой больной желудок.