Время покаяния и молитвы
Святитель Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Это время, данное нам для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили душу и тело покаянием, молитвою и постом. Чтобы, благоговейно встречая пришедшего в мир Сына Божия, мы могли принести Ему, кроме обычных даров и жертв, наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Святитель Симеон Солунский, архиепископ Фессалоникийский, отмечал, что «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».