За Царскими Вратами

За Царскими Вратами

Большей частью чин Великого освящения храма совершается при закрытых Царских Вратах. Мы, прихожане, благоговейно молимся. Но знаем ли, что происходит в алтаре?..

Устройство святой трапезы (Престола)

– Архиерей окропляет святой водой столпы Престола, крестообразно поливает углы кипящим воскомастихом, который священники охлаждают своим дыханием. Воскомастих (состоит из воска, мастики, толчёного мрамора, росного ладана, алоэ и других благовоний) служит, вместе с гвоздями, для прикрепления доски Престола, в то же время знаменуя ароматы, которыми помазали тело Спасителя, снятое со Креста.

– Архиерей с обеих сторон окропляет святой водой верхнюю доску Престола, и она полагается на престольных столпах при пении 144-го и 22-го псалмов.

– Архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы Престола, утверждает доску на престольных столпах камнями.

– Царские Врата открываются. Архиерей, преклонив колена, читает молитву, прося Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник.

– Царские Врата затворяются, возглашается великая ектения с прошениями об освящении храма и жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма – устройство святой трапезы.

Омовение и помазание Престола святым миром

– Престол омывается двукратно: тёплой водой с мылом и розовой водой (родостамной) с красным вином. Омовениям предшествуют молитвы Архиерея над водой и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа.

– При первом омовении поют 83-й псалом, после Престол отирают полотенцами. Второе омовение состоит в троекратном крестовидном возливании вина, смешанного с родостамной, которое священники втирают руками в верхнюю доску Престола, затем вытирают губками.

– После омовений Архиерей помазывает Престол миром, изображая три креста: посередине трапезы и по обе её стороны – в местах, где во время литургии стоят Евангелие, дискос и чаша. Изображает по три креста и на каждой стороне столпов Престола, рёбрах и Антиминсе. Хор поёт 132-й псалом.

Облачение престола

– После миропомазания Престол облачают в одежды, окроплённые святой водой. Так как он знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, на него возлагают две одежды: нижнюю (срачицу) и верхнюю (индитию).

– Надев нижнюю одежду, священнослужители троекратно опоясывают Престол вервию (верёвкой) так, что на каждой стороне его образуется крест. При опоясывании Престола поётся 131-й псалом.

– Освящается верхняя одежда, которой Престол облачается при пении 92-го псалма.

– После окропления святой водой, на Престол возлагают илитон, Антиминс, Евангелие, Крест, и всё это покрывают пеленой.

Облачение жертвенника

– Архиерей повелевает облечь в священные одежды жертвенник, поставить на нём освящённые сосуды и покровы, закрыть их пеленою.

– Жертвенник – место не освящения, а приготовления жертвы, потому он не освящается подобно Престолу. При облачении в одежды и при поставлении сосудов и покровов его окропляют святой водой, а затем покрывают пеленою. Царские Врата открываются.

Освящение храма

– После освящения Престола освящается храм: каждением, молитвой, кроплением святой водой, миропомазанием стен.

– Архиерей, совершив каждение в алтаре, выходит и кадит весь храм. Впереди идёт протодиакон со свечой, сзади – два священника, первый из которых кропит стены святой водой, второй помазывает их крестообразно святым миром. При этом хор поёт 25-й псалом.

– По возвращении духовенства в алтарь произносится краткая ектения. Архиерей читает пред Престолом молитву, прося Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святости и благолепия, чтобы в нём приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей.

– Архиерей читает тайную молитву, после которой возжигает первую свечу (до этого ни в алтаре, ни в храме свечи не зажигались).

Положение под Престол святых мощей

– Совершается Крестный ход со святыми мощами. Один из священников идёт впереди и кропит святой водой стены храма.

– После Крестного хода Архиерей прилюдно читает молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм до скончания века для принесения в нём достойной хвалы Пресвятой Троице. И тайно читает молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.

–Взяв дискос со святыми мощами на голову, Архиерей знаменует ими врата храма крестообразно. Храм открывается. Архиерей со священниками входит в алтарь и полагает дискос со святыми мощами на Престоле.

– Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, Архиерей помазывает их миром, полагает в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Ковчежец поставляется под Престол в среднем столпе – как в его основании.

После освящения храма совершается Божественная литургия

По материалам сайтов azbuka.ru, pravoslavie.ru/

Просмотров: 

156