Записки на полях души (№6)
Опыт священника
Опыт каждого священника слагается из трёх составляющих. Это опыт соборного разума Церкви Христовой, личный практический опыт пастыря и то благодатное действие Святого Духа, которое даруется каждому священнику при хиротонии.
Опыт соборного разума — это всё учение Церкви. Всё то, что накоплено за её более чем двухтысячелетнюю историю. Это то, что священник приобрёл на занятиях в семинарии и академии, что постоянно обязан черпать из святоотеческих книг.
Личный практический опыт приобретается в процессе пастырского служения. Это обобщённый опыт всего услышанного на исповедях и данных людям советов. Это опыт общения с более мудрыми собратьями-сослужителями и своим духовником. Приобретая из года в год, изо дня в день, из службы в службу этот опыт, душепастырь, подобно опытному хирургу, всё чаще старается не отсекать, а излечить.
О мистическом опыте священника говорить намного труднее. Мирянам, даже духовно образованным, это порой трудно понять. Хотя даже совсем недавно рукоположенный священник понимает это без лишних слов. Это та самая благодать Святого Духа, которая, как сказано в тайносовершительной молитве при рукоположении, «всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи». Она действует в любом священнике. При этом, что важно отметить, независимо от его личностных качеств.
Всего лишь инструмент
На самом деле, духовник — не врач. Он — всего лишь инструмент в руках Врача. Хорошо, если не тупой и не ржавый. Поэтому и приходится священнику постоянно следить за состоянием своей души. Очищать её от ржавчины грехов и страстей. Заострять её в причащении Святых Христовых Тайн.
Залог
При иерейской хиротонии (рукоположении священника во время литургии) новопоставленному священнику вручается дискос (богослужебная «тарелочка») с частицей Тела Христова. При этом епископ говорит очень важные слова: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (рус. «Прими это в залог и сохрани его целым и невредимым до последнего твоего вздоха, о нём [залоге] будешь спрошен во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»). Речь здесь идёт не столько о самой Частице, сколько о благодати священства. И каждый священник ответит в конечном итоге перед Самим Богом за то, как нёс он вверенную ему в залог благодать — возносил ли её ввысь своим добродетельным жительством или постоянно втаптывал в грязь своими грехами и нерадением.
Контрольная поверка души
Если даже простая линейка будет кривой и сантиметры на ней будут разной длины, то ничего ею не измеришь. Каждый раз результаты будут различные, но все ложные. Что уж говорить о более сложных приборах. Поэтому все контрольно-измерительные приборы и носят с завидной периодичностью в лабораторию на поверку, где сравнивают их с эталонным образцом.
Точно так же и человеческая душа. Если постоянно не выверять собственную жизнь по Христу, то оценка всего происходящего с тобой и вокруг тебя очень быстро станет искажённой, неверной.
Младостарчество
Младостарец — пастушок-дурачок. Господин вверил ему своё стадо, чтобы тот заботился о нём и приумножал. А он упивается дарованной ему властью. Пугает своих овечек, с горделивой ухмылкой наблюдая, как затравленно бегут они с одного конца луга на другой. Обгоняет их на красивом мерседе... Тьфу, на красивой лошадке! И вновь страшит стадо своим мнимым величием. Забывая о том, что ответ перед Господином придётся держать «за каждую словесную овцу».
Мирские «блага»
Как-то, шутя, спросили: какому батюшке по должности какие мирские блага положены? Ну там, дом, машина и прочие «пасочки». Мол, неплохо было бы, если бы это уже было прописано в неком «табеле о рангах». Оказалось, что о подобном уже успели позаботиться ещё в первой половине прошлого века:
Простой священник — от трёх до десяти лет лагерей.
Протоиерей или настоятель храма — от семи лет лагерей до расстрела.
Монашествующий — плюс пять-семь лет.
Епископ — от двадцати лет до расстрела. Причём расстрел — предпочтительнее.
Несмотря на ужас подобной «оценки», это — признание! Богоборчество всегда очень высоко ценит священнические труды.
Если тебя ругают...
Если тебя ругают с любовью, то восемьдесят процентов сказанного тебе верно, а остальные двадцать — наносное, субъективное мнение другого человека. Если же тебя ругают со злобой, то восемьдесят процентов сказанного — чепуха. Но оставшиеся двадцать — то, на что стоит обратить внимание. И, возможно, кое в чём покаяться.
Мы говорим, рассуждаем, мечтаем...
Мы из года в год трём одни и те же вопросы, приходя в восторг от собственных ответов.
Мы очень часто говорим правильные, где-то вычитанные, вещи. И очень редко спрашиваем о том, что действительно у нас болит.
Мы мечтаем о «православном царстве», но редко причащаемся и непослушны своим непосредственным начальникам.
Мы рассуждаем о том, «как нам обустроить державу», но слишком редко пропалываем свой огород.
Мы мечтаем о семейном счастье, но не умеем ни влюбляться, ни любить.
Мы хотим бороться с агрессией, но сами дышим злобой.
Мы хотим быть понятыми и услышанными, но не желаем слышать и понимать тех, кто рядом с нами.
Мы говорим о том, «как учит об этом христианство», и не думаем о том, что бы сказал на это Сам Христос.
Может, стоит попробовать жить иначе?