Земной Ангел и Небесный человек

Земной Ангел и Небесный человек

18 июля. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского.
…Однажды В.О. Ключевский сказал: «Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады над его гробницею погаснут только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас». Великий русский историк даже не мог предположить, что всего около трех десятилетий отделяет его Отечество от трагического факта.

Это случилось в 1919 году. В целях атеистической пропаганды 1 февраля Наркомат юстиции (НКЮ) советского правительства издал постановление об организованном вскрытии мощей. Волна антицерковной политики докатилась и до Сергиевского Посада. 11 апреля в 12 часов 50 минут по распоряжению властей и в присутствии их представителей, монахов, военных благочинный лавры иеромонах Иона и игумен Анания открыли раку, удалили облачения и пелены. Действие продолжалось несколько часов.

Мощи были кощунственно оставлены открытыми. Властям казалось, что тленность останков должна была вызвать разочарование и отвращение от «великого гроба». Случилось же все наоборот. Акт вскрытия мощей только увеличил число паломников в Троицкий собор святой обители.

Через несколько месяцев была арестована братия Лавры, монастырь закрыт, а Троицкий собор и другие храмы опечатаны. Безбожные власти активизировали работу над идеей последующего уничтожения святых мощей и постановили передать их в музей. Однако в руководстве НКЮ постепенно сложилось убеждение, что организуемый музей, совершенно не имеющий антирелигиозной направленности, является самым неподходящим для этого местом, а потому приняли решение о вывозе мощей в Москву.

За всю историю монастыря его главная святыня перемещалась только в случае серьёзной угрозы её утраты. Дважды мощи спасали от пожара. В 1709 году их вынесли на прилегающую к монастырю Красногорскую площадь (место это в XVIII веке было отмечено строительством часовни, сохранившейся до наших дней), а в 1746 году от «непостижимой пожарной скорости» – на незастроенную окраину города, где потом возвели Всехсвятскую, ныне Покровскую церковь (1840). Во время войны с Наполеоном в 1812 году, когда русские войска оставили Москву, мощи вывезли в Кирилло-Белозерский монастырь. Теперь же, в 1919 – 1920 годах, речь шла не о спасении святыни, а об её осквернении.

Однако Промысл Божий не допустил «строителям новой жизни» осуществить свой замысел, и святые мощи в качестве экспоната закрепились за Сергиевским историко-художественным музеем в Троице-Сергиевой лавре. Родные стены обители они покинули перед лицом другой реальной угрозы – фашистской оккупации. Опечатанная рака вместе с музейными фондами осенью 1941 года была эвакуирована в глубокий тыл, в город Соликамск Пермского края. После Великой Отечественной войны и открытия монастыря в 1946 году святыня в целости была возвращена Московской Патриархии.

Из статьи игумена Иоанна (САМОЙЛОВА)
«Земной Ангел и Небесный человек».

Тропарь преподобнаго Сергия. Глас 8.
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,
и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,
мужески в пустыню вселился еси
и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси.
Тем быв Троице вселение,
чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,
и исцеления всем подай обильно.
Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

 

Просмотров: 

941