Жизнь во Христе
I. В молитве главное, о чём нужно прежде всего позаботиться, – это живая, ясно видящая вера в Господа; представь Его живо пред собою и в себе самом – и тогда, если хочешь, проси о Христе Иисусе в Духе Святом, и будет тебе. Проси просто, ничтоже сумняся, – и тогда Бог твой будет всё для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела, подобно тому как крестное знамение порождает великие силы.
II. Проси не для себя одного, но и для всех верных, для всего тела Церкви, благ духовных и вещественных, не отделяя себя от прочих верующих, но находясь в духовном единении с ними, как член единого великого тела Церкви Христовой; и любящий всех, как чад Своих во Христе, Отец Небесный исполнит тебя великим миром и дерзновением.
III. Молясь, крепко внимай словам молитвы, чувствуй их сердцем, не отвлекай от них ума ни в каком помышлении.
IV. На молитве будь, как дитя лепечущее, сливаясь в один дух с духом произносимой молитвы. Считай себя за ничто, молитвы принимай как великий дар Божий. От своего разума плотского совсем откажись и не внимай ему, ибо плотский разум кричит (1 Кор. 8: 1), сомневается, мечтает, хулит.
V. Молящийся, как голодный, должен алкать, крепко желать тех благ, в особенности духовных: прощения грехов, освящения, утверждения в добродетели, – коих он просит в молитве. Иначе напрасно слова тратить. То же разумей о благодарении и славословии Господа: алкай благодарить и славить Господа непрестанно, ибо всё от Него, всё – дары Его благости и милосердия.
VI. Молясь Богу, ты беседуешь с Ним лицом к лицу; беседуй же с Ним, как с царём – с глазу на глаз; с Матерью, Царицей Небесной, беседуй, как с живой, с Ангелами и святыми так же, с глазу на глаз, говори и отнюдь ничем посторонним сердце не занимай в это время и ни к чему не прилепляйся. Ибо станешь ли ты, разговаривая с царём или царицей, заниматься в это время чем-либо посторонним или маловажным, например, смотреть в окно на проезжающих, или рассматривать вещи, находящиеся в покоях, и проч.? И не было ли бы это крайней обидой царского величия? Как же мы при беседе с Господом делаем подобное – и гораздо хуже того?