Оглашенные, изыдите!
Один мой родственник – не крещёный, но искренне интересующийся православием молодой мужчина, решил съездить воскресным утром в большой подмосковный монастырь, известный многовековой историей. Он давно собирался побывать на литургии, причем не где-нибудь, а именно в «намоленном» месте, долго откладывал своё намерение. И вот, наконец, решился.
В монастырском храме было многолюдно. Чтобы не выделяться в массе прихожан, мой родственник встал ближе к выходу, за массивной мраморной колонной, и огляделся. Всё для него было непривычно: и потемневшие от времени старинные иконы, и внешний вид прихожан, и монотонное чтение пономаря.
– Нельзя смотреть по сторонам во время службы! – раздался за спиной пришельца строгий старческий голос.
Родственник извинился, обратил взор перед собою и стал прислушиваться к пению монастырского хора.
– Руки за спиной не держите! – одёрнула его бабуля в чёрном платочке.
Покорно протянув руки по швам, молодой человек снова углубился в слушание церковного пения. Кажется, уже становились понятными слова некоторых молитв. Незаметно для себя он скрестил руки у живота.
– Нельзя так стоять: вы от Бога загораживаетесь! – сделала замечание другая старушка.
– И вообще, слева стоят женщины, а мужчины должны быть справа! – назидательно добавила третья. – Перейдите на правую сторону!
Мой родственник не сразу понял, что от него хотят строгие богомолки. Но они доходчиво объяснили суть претензий, и он перешёл на мужскую половину храма. И опять попытался сосредоточиться на богослужении. Но не тут-то было.
– Не опирайтесь о стену! – толкнул его в спину кто-то. – Стойте прямо!
Молодой человек снова вытянулся в струнку.
– Вы почему не креститесь? – с раздражением в голосе полюбопытствовал бородатый. – Креститься надо!
– Я некрещёный, – попытался оправдаться неудачливый паломник.
– Всё равно можете креститься! – разрешил собеседник.
– А почему вы вообще здесь находитесь? – нахмурившись, вступил в разговор ещё один мужичок. – Пока не примете Крещение, вы должны выйти из храма на возглас дьякона «Оглашенные, изыдите»! А сейчас уже Символ веры пропели. Вам нельзя тут быть со всеми!
– Так что мне теперь делать? – растерялся мой родственник.
– Выйти из храма! – дружно разъяснили оба.
У самого выхода дорогу преграждала верёвка, натянутая старичком сторожем. Он показывал знаками, что нужно прислушаться: хор пел евхаристический канон.
– Это был важный момент службы? – поинтересовался мой родственник, когда пение кончилось и верёвка ослабла.
– Да вся твоя жизнь этого момента не стоит! – раздражённо закричал сторож. – Что ты пришёл сюда, раз таких вещей не знаешь!
Только на паперти молодой человек перевел дух и расслабился.
– Ну как впечатления? – спросил я его, когда он вернулся из монастыря домой.
– Больше я в церковь ни ногой! – ответил он мне.
…Эта история наводит на невесёлые размышления. С одной стороны, в стране – тысячи храмов, подавляющее большинство россиян исповедуют себя православными, молитвенные стояния собирают десятки тысяч богомольцев. А с другой стороны, – как отнесемся мы к «заблудшей овце», впервые переступившей порог церкви? Обрадуемся обратившейся к Богу душе? Или придерёмся к длине юбки, отсутствию платочка, неумению правильно ставить свечку?
Увы, главное препятствие к воцерковлению ближних – не зловредные сектанты и не антицерковные СМИ. К сожалению, чаще всего такое препятствие– мы сами. Нам кажется, что наш долг – научить переступившего порог храма человека делать нужное количество поклонов и правильно передавать свечку. А на себя мы обращаем внимание в последнюю очередь… И не замечаем, что нравоучениями мы отвращаем людей от Церкви. Ведь мало кто из них имеет столь глубокую и крепкую веру, чтобы за замечаниями, переходящими в издевательства, разглядеть главное – Христа.