С Богом нужно подружиться
Каждый из нас не только может быть любимчиком Бога, но, мало того, является им. Господь знает каждого из нас по имени (Ин. 10, 3), и вряд ли можно говорить, что у Бога существуют какие-то особо близкие друзья, те же Марфа, Мария и Лазарь, а все остальные – "просто люди", "толпа". Сам Христос всегда хочет быть Другом каждому из нас; но вот мы желаем этой дружбы отнюдь не всегда. Часто близость ко Христу нами понимается как некая дисциплинарно-обрядовая функция: вычитал положенное количество молитв – значит, близок ко Христу, а не вычитал – значит, не близок. Церковь говорит нам, что каждый из нас может и должен стараться "стяжать друга Господа", как поётся в одном из церковных песнопений. И если бы Христос был для нас мерой всех вещей, и мы бы воспринимали Его не только как Творца, Судию, Вершителя наших судеб, но и как именно Друга, может быть, мы были бы более живыми и настоящими христианами.
В святоотеческих толкованиях Евангелия можно встретить метафорическое понимание образа Марфы как присущей человеку деятельности и образа Марии как созерцательности. Но тогда Лазарь – это дружба, сердечная расположенность к Богу, и хорошо бы, если бы к нашей кипучей деятельности и глубокой созерцательности прибавлялось бы ещё хоть немного стремления стать другом Христу.
Событие, произошедшее две тысячи лет назад в Вифании, оказалось настолько важным, что в самом конце Великого Поста, в последнюю субботу перед Страстной Седмицей Церковь вспоминает воскрешение Христом праведного Лазаря. И не зря в нашем календаре Лазарева суббота стоит в тесной связи с праздником Входа Господня в Иерусалим и Страстной Седмицей. Господь силен воскресить любого умершего, но тогда, воскресив Лазаря, Он вызвал к Себе ещё большую ненависть фарисеев, и именно после этого чуда они окончательно решили убить Его. Христос спас друга от временной смерти ценой собственной смерти на Кресте. Да, Лазарь умер позже второй раз, как умрём и все мы, но он послужил делу и нашего спасения: ведь Христос Своим словом воскресил его к жизни временной, чтобы чуть позже – через Крестную смерть – воскресить всех нас уже навсегда к жизни вечной/