Радуйся живоносный Кресте!
Историческим поводом для празднования Воздвижения Честного Креста является обретение блаженной царицей Еленой в IV веке Креста Господня здесь, в Иерусалиме, и воскрешение умершего. Поскольку всем невозможно было поклониться Животворящему Древу, епископ Иерусалимский Макарий воздвигал, т.е. поднимал Крест Христов на четыре стороны, а народ с изумлением восклицал: «Господи помилуй!»
Но более глубокая причина нашей радости почитания Креста заключается в том, что, с верой и верностью следуя за Господом, мы приобщаемся Его победе и воскресению. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», – поём мы сегодня вместе со всей Церковью.
Тайна креста и воскресения непонятна для неверующих и христиан лишь по имени. <…> Крест пугает людей мира, живущих душевно-телесными интересами, чуждыми духовной жизни. <…> Если со смертью всё закончится, зачем работать над собой, ставить трудные духовные задачи, бороться с грехом и пороком?! Не лучше ли устроить «пир во время чумы» и наслаждаться малым временем жизни и её радостями?
Однако «Бог так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). <…> Христос – пробный камень, определяющий подлинность золота души, и предмет пререканий, открывающий помышления сердец всех живущих на земле. Отношением к Себе Он разделяет людей на спасающихся и погибающих, на тех, кто стремится к жизни вечной, и тех, кто отвергает её. Так же и Крест Христов является критерием истины и мерилом правды. Он разделяет всех людей на разбойников благоразумных, которых страдание вразумляет и приводит ко спасению, и неразумных, которые только еще больше ожесточаются.
Почему неразумные не могут принять слова о спасении? Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой» (Мф. 16: 24). Очень многие не могут отвергнуться себя и своих желаний, им это чуждо и непонятно. А проблема начинается с неверия, с того, что они ограничивают себя и смысл своего существования этой земной жизнью.
Но мы с вами, дорогие братья и сестры, верим, что душа вечна, что благо человеку в уподоблении Богу и соединении с Ним, для чего необходимо отвергнуться себя, своих страстей, себялюбия – только тогда можно быть со Христом и приобщиться радости вечной жизни. <…>
И потому мы, дорогие братья и сёстры, поклоняясь Животворящему Древу Господню, прежде всего свидетельствуем о своей вере и твёрдом намерении следовать за Спасителем, чего бы нам это ни стоило, даже отдать жизнь, если потребуется. А наипаче умрём для греха, для самолюбия и своих хотений, чтобы очиститься и воскреснуть со Христом в жизнь вечную. Аминь.