Великий четверг: цена оцененного по "выгодному курсу"
В чем вина Иуды? Типичный ответ - в предательстве! Но разве это не преодолимо для «незлобивого Бога»? Ведь буквально на следующий день еще один из учеников не устоит, а другие разбегутся?
Предательство предательству рознь. В одном случае это может быть минутная человеческая слабость, в другом - выгодная сделка: осознанная, расчетливая, циничная. Иуда не просто предает Христа, он интригует, или как бы сейчас сказали, пользуется служебным положением. Находясь среди учеников Христа, он неплохо на этом зарабатывает. Иуда был этаким «финансовым директором». Он носил на груди ящик, в который люди жертвовали свои средства. Евангелисты не говорят нам, чья это была инициатива. Христос ли поручил Иуде такую миссию, или предприимчивый ученик сам вызвался «все правильно организовать». Однако слова Господа из Евангелия от Матфея, - «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9-10), - свидетельствуют в пользу предприимчивости самого Иуды.
Так или иначе, какая-то часть собранных средств раздавалась нищим, а что-то использовали сами апостолы для пропитания. Очевидно, что Христос терпел присутствие такой «инициативы», как и многое другое. Непросвещенные еще Святым Духом, ученики Господа часто позволяли себе странные проекты. Достаточно вспомнить просьбу сынов Заведеевых сидеть на почетных местах в Царстве Христа (Мф.20:20-21), или подобный же вопрос Петра «что же будет нам?» (Мф.19:27). По-видимому и Иуда решил найти свою выгоду рядом с Учителем. Только в отличие от остальных неразумных учеников, его интересовала не слава, не почетные места, а финансовая выгода. Как видно, Иуда весьма «ревностно» проявлял себя, когда деньги шли мимо кассы. Например, его возмущает Мария, которая потратила целое состояние на фунт нардового мира для того, чтобы помазать ноги Иисуса. Переведя все в чистую монету, Иуда показушно отчитывает женщину за то, что она не правильно вложила свои средства (Ин.12:3-6). Совет Иуды - а не продать ли лучше это миро, а деньги положить в мой ящик? - открывают нам всю степень его цинизма. Именно бездушный расчетливый цинизм сгубил его.
Когда Христос входил в Иерусалим, где толпа встречала его как царя, наверняка в голове Иуды уже зрели выгодные варианты и радостные предчувствия. У него были свои планы на Христа, и он их лицемерно осуществляет. Когда обострились отношения между Христом и иудейскими старейшинами, Иуда понимает, что для его Учителя скоро все закончится, а значит, надо провести последнюю сделку и «по-умному» уйти. Этой последней сделкой и стала продажа Христа.
Иуда не просто предатель. Он беспринципный, бессовестный торгаш. Церковная песнь называет Иуду «одержимым сребролюбием» (сребролюбием недуговав). Ему кажется, что он обводит Христа вокруг пальца, как хитроумный комбинатор. И даже во время Тайной Вечери он бессовестно протягивает руку к евхаристическому Хлебу, а услышав слова Господа о предателе, вместе с остальными апостолами озирается и недоумевает, вопрошая, о ком это Христос говорит (Ин.13:22). Иуде кажется, что он умнее всех, а его Учитель - наивный простец и чудак. Даже чуть погодя, наведя иудейскую стражу на Христа в Гефсиманском саду, он продолжает «валять дурака» и сдает Христа поцелуем верного ученика. Он умен, он хитер, он все просчитал…
Может быть, именно эта вопиющая беспринципность, наглость, бесчувствие и цинизм вызвали у Христа такую страшную боль. Евангелист Иоанн, очевидец этих событий, доносит до нас реакцию Господа на поведение Иуды словами: «Иисус возмутился духом» (Ин.13, 21). Более негде в Евангелии мы не встретим такого божественного возмущения.
В этот день Великого четверга Господь установил Таинство Таинств – Евхаристию. В этом священном действии человек самым непосредственным образом соединяется с Богом, что является высочайшим моментом богообщения. И всякий раз, когда читаются слова молитвы перед святым Причастием, во всех Церквях из века в век звучат эти два имени: Христа и Иуды. «Не бо врагом Твоим тайну повеем, ни лобзания Ти дам яко Иуда!».
Что это значит? Почему Иоанн Златоуст, составитель этой молитвы, предлагает нам всякий раз пред Чашей Господней мерить шкуру Иуды на себя? По мнению византийских литургических комментаторов, эта молитва составлена по чину клятвы. Это настоящая клятва верности!
Иуда, будучи свидетелем всего что сотворил Христос и участником первой исторической Евхаристии, эту клятву нарушил. А значит и каждый из нас не застрахован от таких же духовных уродств и предательства. Великий четверг и молитва, которую мы читаем каждый раз перед Причастием, вонзают в наш ум и сердце тяжелый вопрос: Кто в действительности Христос для нас и какова для нас «цена Оцененного»? (Мф.27:9).