«Бог явился во плоти...»
И беспрекословно — великая благочестия тайна:
Бог явился во плоти,
оправдал Себя в Духе,
показал Себя ангелам,
проповедан в народах,
принят верою в мире,
вознёсся во славе (1 Тим. 3, 16).
Слово «плоть» — слово многозначное. Часто это синоним человека вообще, природы человеческой. Это слово нередко обозначает немощь, тяжесть, ограниченность. Симон назван блаженным, потому что узнал в Иисусе Сына Живого Бога, и не плоть и кровь, а Отец открыл ему это. Когда человек отчуждён от жизни Божией, то признаётся, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе (Рим. 7, 18).
И именно поэтому явление Бога во плоти названо Павлом великой тайной благочестия. Через Воплощение Божие наши плоть и кровь, прежде чуждые святости, раздираемые страстями, получают возможность освящения. Именно получают возможность, а не освящаются автоматически.
Через Плоть Господа, ставшего нам единосущным, и мы становимся причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4).
Открывается возможность освящения не только помыслов и намерений сердечных, но и всего существа человеческого, всего душевно-телесного состава.
Это — тайна, тайна великая. Тайна благочестия.
Что значит «оправдал Себя в Духе»? Это значит, что Воплотившийся Мессия был настолько смирен и прост, что лишь в делах Он познаётся как Сын Всевышнего и Бог Всемогущий.
Достигнув возраста полной человеческой зрелости, Христос выходит на служение, посреди которого Он врачует всякие болезни, изгоняет демонов, воскрешает мёртвых, повелевает стихиями. Дела эти Он совершает всенародно и без каких либо приготовлений. Силу чудотворения Он даёт также учениками Своим, и те одним лишь именем (!) Учителя совершают знамения. В этих обильных делах, каких никто другой не делал (Ин. 15, 24), Божество Иисусово было ясно видимо и пробивалось лучами сквозь завесу плоти, как солнце — сквозь облако.
Со стороны Ангелов Господь был окружён служением на всём протяжении земной жизни. Его зачатие благовещено Гавриилом. Его Рождение воспето с небес. Его пост в пустыне укрепляем служением ангельским, равно как и слёзная молитва в Гефсимании. Воскресение возвещено мироносицам Ангелами, и Его Вознесение окружено ангельским предстоянием.
Ангелы светлые, отличаясь несравненно большей силой ума и большей степенью любви к Творцу, чем люди, удивлялись, видя своего Господа воплотившимся, и служили Ему со страхом и одновременной радостью. Они удобнее и быстрее, чем мы, отличают ложь от истины, и такое благоговейное внимание к жизни Господа Иисуса с их стороны убеждает нас в том, что Иисус есть Бог Воплотившийся.
Господь Иисус не пришёл исключительно для одних евреев. Радость богопознания и светлую перспективу вечной жизни Он принёс для всего человечества. Понести проповедь во все концы мира Он поручил малому числу самых простых учеников Своих. И то, что Церковь Христова не умерла в первые годы бытия своего, то, что она, как могучее дерево, укоренилась и распространила ветви на всю широту земную, есть ещё одно неоспоримое доказательство Божественности Спасителя.
Не на острие меча, как Мухаммед и его последователи, не хитростью и мудростью земной, как многие учителя и философы, а в простоте жизни и слова, в силе Духа Святого действовали Христовы ученики. Успех их деятельности заключался не в их личных талантах, а в постоянном Господнем содействии и подкреплении (их)слова последующими знамениями (Мк. 16, 20).
Можно повторить вслед за Павлом, что Господь намеренно избрал немощное и ничего не значащее, чтобы сильное и знатное посрамить (См. 1 Кор. 1, 27–29).
До чего же удивительно, что странную веру, пришедшую с небес, выпадающую за пределы всех логических схем, веру, где Дева рождает, где Бог распинаем, где от последователей требуется безропотность в страданиях и любовь к врагам, приняли великие множества самых разных людей! И смягчились сердца, и укротились нравы, и просветлели лица!
Сила Христа Воскресшего восторжествовала над грубостью и чёрствостью миллионов сердец. И поныне она продолжает торжествовать, приводя к покаянию, к благим изменениям блудниц, мытарей и гонителей.
«Бог сердца моего» — так может назвать Иисуса всякий человек, вкусивший, яко благ Господь (Пс. 33, 9). Верующий готов петь Богу песнь новую: «кроме Тебя, иного не знаем, имя Твое именуем». Как тает от любви сердце Суламиты в Песне песней, так тает и горит, горит и тает сердце верующего человека, уязвлённое Божественной любовью.
От благовония мастей твоих имя твоё — как разлитое миро... Влеки меня, мы побежим за тобою... достойно любят тебя (Песн. 1, 1–3).
Быть может, лучше прочих доказательств Божественности Спасителя — то чувство нашей умилённой любви к Нему. К Нему, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ (1 Пет. 1, <nobr>8–9).</nobr>
Совершив всё, исполнив волю Отца, Христос видимо покинул этот мир. Небо приняло Его до времени Страшного Суда и Второго Пришествия. Приняло не как Еноха и Илию, ибо те — рабы Божии, и были взяты, а Он — Господь, и вознёсся.
Вознёсшись, Он обещает быть с нами во все дни. И Он управляет миром, поскольку Ему дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18).
Своим Вознесением Христос показывает нам, что Он не от земли, как первый Адам, а с Неба, и что Он — Адам второй. Так и говорит апостол Павел: Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1 Кор. 15, 47).
Кто же ещё этот «второй человек» и «Господь с неба», как не Христос, Который пришёл в мир и совершил спасение, а затем видимо покинул мир, чтобы прийти для справедливого Суда?
Теперь, собрав воедино все Павловы слова относительно Рождества, что ещё нужно сделать нам, как не, приклонив колени, сказать Родившемуся в Вифлееме: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Просвещённые верою в Тебя, Сладчайший Иисусе, мы на Тебя и надеемся, Тобою хвалимся, в Твоей любви хотим возрастать и укрепляться. Твоя благость да очистит наши ранее содеянные грехи. Она же да удержит нас на будущее от совершения грехов новых.
Твоя милость да не оставит нас и да усладит нас во всякой неминуемой житейской горечи.
С Иосифом служить Тебе считаем мы себя недостойными.
Близ Матери Твоей стать не позволяет нам внутренняя наша нечистота.
Все, включая пастушков, этих смиренных свидетелей всемирной радости, опередили нас в добродетелях.
Но рядом с осликом, волом и овцами позволь нам стоять в ночь Рождества.
Да будем и мы овцами Твоего стада, да будешь и Ты — наш Пастырь. Пастырь добрый, пришедший положить душу за овец.