Неделя о самаряныне

Неделя о самаряныне

Неделя о самаряныне, или самарянке, – так называется пятое воскресенье после Пасхи. Главная героиня евангельского отрывка, которое читается в этот день на литургии, – женщина из Самарии, с которой Христос вступает в беседу у колодца Иакова, Фотина или Фотиния.

После разговора со Спасителем она стала христианкой, привела много людей к Богу и приняла мученическую смерть за веру. Что необычного в беседе Иисуса с этой женщиной, и как образ самарянки может подсказать, что нужно делать, чтобы не только стяжать благодать Святого Духа, но и самому стать источником этой благодати для других людей?

Нередко самая лютая вражда возникает между теми, кто некогда был очень близок и дорог друг другу. Когда-то иудеи и самаряне были одним народом. Иудеи населяли юг земли обетованной, а предки самарян жили на севере. Самаряне смешались с язычниками, но вера в Единого Бога не исчезла, однако претерпела большие изменения. Почитая закон Моисеев, читая священные книги, они вплели в свою религиозную жизнь языческие представления и ритуалы. За это иудеи гнушались самарянами. Поэтому самарянка была крайне удивлена, что Христос попросил у неё воды.

Кроме того, самарянка была замужем пять раз, и сейчас жила с мужчиной, который ей даже не муж. В то время даже третье замужество считалось чем-то из ряда вон выходящим. Очевидно, что женщина ощущала себя отверженной. Тем более необычно её общение со Христом.

Враг, женщина, да ещё и с сомнительной репутацией, социальный изгой. Так на неё могли смотреть ученики Спасителя. Но Богу открыто сердце человека. И для Него достаточно того, что самарянка не оправдывается. У неё хватает смелости быть честной и перед Христом, и перед собой. В ней давно живёт осознание, что своими силами она ничего не может изменить. Ей может помочь лишь чудо. Поэтому она так цепко и хватается за слова Христа о грядущем Спасителе и Мессии.

Господь видит, что самарянка исполнена решимости. Она готова не только внимать Его словам, но и действовать. Наконец, Он видит, что в женщине нет корысти. Она не присвоит тот дар, который Он ей собирается вручить, себе. И действительно, первое, что делает самарянка, – бежит к в город и проповедует о Христе с таким воодушевлением, что даже забывает в спешке свой кувшин. И проповедь её так горяча, что люди следуют за ней и обретают Мессию.

Если наша душа иссохла и томится, как в знойный полдень в пустыне, вспомним о самарянской женщине. Возможно, её образ подскажет нам, в каком направлении двигаться, чтобы обрести источник живой воды.

 

Просмотров: 

134