Антипасха, Неделя о Фоме, Красная горка
Откуда такое странное название – Антипасха? Это что – Пасха наоборот?
Приставка «анти-» переводится с греческого языка как «вместо», или «напротив». Антипасхой называется первое воскресенье после Пасхи. Оно завершает Светлую седмицу Пасхальных торжеств и отражает древнюю церковную традицию, в которой этот день служил окончанием Пасхального цикла. То есть Антипасха стоит напротив Пасхи, как бы оттеняет праздник с другой стороны.
Как отмечается Антипасха? Что происходит в храме?
Первое воскресенье после Пасхи посвящено событию, которое произошло как раз на восьмой день после Воскресения Христова. Когда Христос воскрес, не все поверили в это чудо. Фома – один из 12 апостолов, не бывший свидетелем первого явления Воскресшего Христа, – сказал, что уверует в Воскресение только тогда, когда сам увидит раны от гвоздей на теле Иисуса и потрогает их. На восьмой день, когда все апостолы собрались вместе, им явился Спаситель и предложил Фоме осуществить его намерение. Увидев воскресшего Учителя, потрясённый Фома тотчас же исповедовал свою веру в Него, сказав: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20: 28). На воскресной литургии читается Евангелие от Иоанна, описывающее это событие. Поэтому в церковном календаре Антипасха называется ещё Неделей о Фоме.
Почему этот день называется Красной горкой?
Это народное название Антипасхи. Красная горка берёт начало ещё из дохристианских времён. Когда весна окончательно вступала в свои права, восточные славяне праздновали её приход. Слово «красная» переводится со старославянского как «красивая», а горками называли традиционные места сельских гуляний, проходивших в возвышенных местах, уже просохших от вешних вод. С принятием христианства народный праздник сохранился, но стал отмечаться не с привязкой к погодным изменениям, а в соответствии с церковным календарём. На Руси сложился обычай на Красную горку играть свадьбы. Это объясняется тем, что в период Великого поста и Светлой седмицы Таинство Венчания не совершается, а Антипасха – первый день после долгого перерыва, когда в Церкви начинают венчать.