Бог есть и называется природой всего сущего...
Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники на закате Византийской империи (XIV век). Церковь почитает его как победителя одного из сложнейших богословских споров. Не вдаваясь в оттенки полемики, суть её можно выразить вопросом: каким образом мир связан с Создателем, и существует ли эта связь, или Бог так далёк от мира, что познать Его человек может лишь после смерти, когда душа покинет этот мир?..
Святитель блестяще сформулировал ответ: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». То есть мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим его бытие. Мир – не часть Бога, но и не отделён от Него. Эта связь подобна музыке, которая, не являясь частью музыканта, звучит благодаря творческому замыслу и действию исполнителя.
По утверждению свт. Григория творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть ещё в земной жизни: так апостолы видели Фаворский свет во время Преображения Иисуса Христа; христианские подвижники видели свет в результате высокой чистоты жизни. Таким образом, главная цель христианской жизни – обожение, когда человек всем своим существом посредством нетварных энергий соединяется с Богом.
Догматически его учение сходно с учениями св. Симеона Нового Богослова и прп. Максима Исповедника, но именно свт. Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших для христиан вопросов.