«Ненастоящие» грехи в Интернете

«Ненастоящие» грехи в Интернете

Интернет породил свою преступность – кражу кредитных карт, взлом аккаунтов и тому подобное. Вернее, воровство и вандализм существовали и до этого – просто у них появились новые возможности. Людям какое-то время казалось, что преступность в сети – это не преступность. Хакер же не бьет человека арматурой по голове, не залезает в карман, не взламывает сейф... Сидит у себя дома и нажимает на кнопки. Прошло какое-то время, пока люди поняли – это настоящая преступность, за которую сажают в настоящую тюрьму.

Людям кажется, что грех в интернете – это какой-то ненастоящий грех. Я же просто стучу по клавиатуре… И нам надо понять – и как можно раньше – что это настоящий грех, грозящий настоящей гибелью.

В недавнем заявлении Синода Русской Православной Церкви говорится: «Миссия Церкви, священный долг всех ее чад – стремиться к миру на земле народов Святой Руси, призывать к отказу от языка ненависти и вражды». Что такое «язык ненависти и вражды»? Прежде всего, – это язык, отрицающий достоинство других людей – это слова, уничижительно обозначающие человека той или иной национальности, политических убеждений, происхождения или гражданства.

Это слова, смысл которых состоит в том, что человек принадлежит к такой-то общности, и поэтому он кто-то меньший, чем человек. Его достоинством можно пренебрегать, его права можно попирать, его волеизъявление не значит ничего, его страдания не заслуживают сочувствия, его жизнь стоит дешево – дешевле жизни «наших», во всяком случае. И его смерть не стоит скорби. Употреблять такую лексику – значит отвергать учение Писания о том, что всякий человек создан по образу Божию, за каждого человека умер Христос. Нет нужды перечислять эти слова – они всем известны.

Это также язык призывов – призывов к насилию и убийству. Речевки и слоганы, на разные лады перепевающие одну мысль – смерть им! Смерть тем, смерть этим, смерть таким способом, смерть другим, смерть на ножах, смерть на виселице, смерть от пуль, смерть от бомб – эти призывания смерти выдают язык ненависти сразу. Это язык злобной насмешки, издевательских анекдотов и глумливых карикатур. Это язык пожеланий зла – чтобы с ними случились какие-нибудь великие беды, война, смерть, опустошение, голод. Это язык, который – при помощи различных выразительных средств, чаще всего упоминания Гитлера – заявляет о других как о недоговороспособном зле, которое можно только уничтожить.
 
И Церковь говорит – языком ненависти и вражды нельзя пользоваться. Если Вы хотите что-то сказать, выразить Ваше решительное несогласие, тревогу, протест – воспользуйтесь нормальной человеческой речью.
Нам – ради нашего вечного спасения – необходимо вспомнить слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36,37).
Наши высказывания – в том числе, в сети – определяют место нашего вечного пребывания, и отправляя то или иное сообщение, мы навлекаем на себя ту или иную вечную участь. Поэтому призыв Церкви – это не призыв кота Леопольда «ребята, давайте жить дружно». Это увещевание избрать вечное спасение, а не гибель, благословение, а не проклятие.

Церковь хранит верность слову Божию, которое непрестанно увещевает нас избегать злословия: «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак.3:6-10).

Тот же святой Апостол Иаков говорит: «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:11,12).

Конечно, люди, которые упражняются в ненависти и презрении, говорят о том, что они защищают «добро» и противятся «злу». Но подлинными критериями добра и зла являются Божии заповеди – в данном случае особенно уместно напомнить «не убий» и «не укради». Эти заповеди воспрещают прямо или косвенно, насилием, обманом, соблазном или подстрекательством, лично или через других людей, покушаться а жизнь, безопасность, здоровье и благосостояние ближнего. Напротив, они требуют заботиться, насколько возможно, о сохранении его жизни и благосостояния.
Воинственные призывы с обеих сторон, которые приходится читать в сети, состоят из: прямых призывов к убийству, нанесению увечий и обездоливанию своих ближних; косвенных призывов к тому же, когда та или иная сторона объявляется таким абсолютным злом, которое можно и должно физически уничтожить; радостного одобрения убийства, нанесения увечий или обездоливания, когда его совершает «своя» сторона, и призывов к мести, когда его (по надежным данным или по слухам) совершает другая; оправдания таких актов убийства, калечения или обездоливания высшими соображениями.
Все это является намеренным, упорным и нераскаянным отвержением заповедей Божиих. Это именно тот язык ненависти, воспаляемый от геенны, против которого нас еще раз предостерегает Церковь. И говорить этим языком – настоящий грех, ведущий в настоящую погибель. Его нужно осознать, его нужно отвергнуть, в нем нужно раскаяться, к нему нужно не возвращаться.
www.pravmir.ru

 

Просмотров: 

1 222