Ненависть ко греху и грех ненависти

Ненависть ко греху и грех ненависти

Известная максима «любить грешника, но ненавидеть грех» нуждается в небольшой поправке: там должно стоять не противопоставление «но», а следование – «любить грешника и поэтому ненавидеть грех». Ненависть Бога по отношению ко греху (а Писание несколько раз говорит, что Бог ненавидит грех) – проявление Его любви к сотворённому им миру, который этот грех оскверняет, разрушает и уродует.

Ненависть ко греху следует из любви к творению – и к творению вообще, и к вот этому конкретному сотворённому существу. Поэтому ненависть ко греху не противостоит, а вытекает из этой любви. Грех – это то, что лишает творение жизни; то, что разрушает его жизнь здесь и отторгает от жизни вечной и блаженной.

Поэтому для того, чтобы ненавидеть грех пьянства, надо любить пьяниц, чтобы ненавидеть воровство – надо любить воров, а чтобы ненавидеть разврат – надо любить развратников. И ужасаться их греху именно потому, что он их губит. Не экономику, не нацию, не страну (хотя их тоже) – а вот именно их, людей, созданных по образу Божию, предназначенных для вечной жизни и искуплённых для этой вечной жизни драгоценной кровью нашего Спасителя.

Поэтому не надо стараться возгревать в себе ненависть ко греху – когда Вы по-настоящему полюбите людей, ненависть ко греху произойдёт сама собой. Ужас греха становится ясен на фоне того величия, той любви, той славы, к которой человек – каждый человек – призван. Вы не ужаснётесь уродству, если не знаете, что такое красота, или извращению, если не знаете, что такое норма, или неправедности вообще, если не знаете, что такое праведность.

Этот несчастный, который ищет утешения в водке или скоротечных случках по общественным туалетам, мог бы быть великим святым – сияющим существом, исполненным красоты, славы, радости и мудрости. Более того, он ещё может им стать. Этот грешник, как и другие грешники, драгоценен в очах Бога, Христос умер за него. Именно поэтому то, что он делает, так ужасно.

Родные, которые хотят помочь наркоману, ненавидят наркотики – именно потому, что они его любят и отчаянно желают спасти. Вы не можете возненавидеть грех человека, который не дорог Вам по-настоящему. Если вы ненавидите грехи людей, которых Вы не любите – это совсем не ненависть ко греху, это что-то совсем другое – чаще всего это ненависть к людям. Хулиганы, которые избивают этого же наркомана потому что «торчков надо убивать, из-за них нация вырождается», ненавидят именно человека.

Ненависть к людям может притворяться ненавистью к греху (и для дьявола особенная радость притворяться благочестивым) но это нечто прямо противоположное, и ведущее в прямо противоположном направлении. Те, кто любят бедного наркомана и пытаются спасти его от одурманивающего яда, направляются в рай; те, кто в порядке «борьбы с наркоманией» бьют его ногами – в ад.

Наше общество полно ненависти, причём эта ненависть выражает наглые претензии на то, что именно она, ненависть, есть критерий нравственности, порядочности, иногда даже благочестия. Порядочный человек – это не тот, кто выполняет свои обещания, вовремя возвращает долги и проявляет надёжность в отношениях. Это тот, кто ненавидит жуликов и воров, часто зачисляя людей в таковые просто на основании перепостов, носящихся в интернете.

Нравственный человек – это не человек добрый, честный и воздержанный, а человек, бурно выражающий ненависть к безнравственности. Лучше всего кидаться камнями, но зубовный скрежет в интернете тоже подойдёт. Благочестивый человек – это не человек, который хотя бы ходит в Церковь каждое воскресенье, а человек, бурно выражающий желание пасть порвать и моргалы выколоть всем, кто неблагочестив.

Ненависть объявляет себя нравственным долгом. Те, кто уклоняются от ненависти, совершают предательство, перебегают на сторону врага. Эта же ненависть ищет просочиться в церковные стены – тем же гопникам, которые избивают наркомана, хочется почувствовать себя Пересветом и Осляблей. И мордовать человека не просто так, безыдейно и бездуховно, а с благословения высших сил.

Как диавол обычно и делает, он предлагает и зеркальное заблуждение – такую «борьбу с ненавистью», которая представляет собой продвижение разрушительного греха, причем нередко – в дополнение к нему – и всё той же ненависти. Любое несогласие с активным навязыванием греха, или хотя бы нежелание в этом грехе соучаствовать, объявляется проявлением «ненависти». А «ненавистников», «фанатиков-изуверов» можно и должно травить, ненавидеть, избивать, и там где это возможно преследовать силами государства.

На одном англоязычном форуме мне выдали чеканную фразу: It is tolerant to hate intolerance. Ненавидеть интолерантность есть проявление толерантности. Недавнее избиение христианских проповедников на очередном «марше против ненависти» в городе Сиэттле – яркий, но не единственный пример.

Ненависть к тому, что человек (обоснованно или нет) воспринимает как зло, немедленно переходит в ненависть к людям. Ненавидеть вообще легко – как легко катиться под откос. Рай и ад – духовные реальности, но в том, что рай изображается вверху, а ад внизу, есть глубокий смысл. Мы падшие существа, гравитация греха тащит нас вниз. Чтобы обрести вечное спасение, надо задуматься над своей жизнью, над своими мыслями, словами и поступками, внимательно поразмыслить над тем, во что мы верим и почему, и что из этого следует, и как нам должно себя вести. Надо внимательно смотреть за своими порывами – не тащат ли они меня в грех.

Чтобы погибнуть, ничего этого не нужно – нужно просто бездумно следовать склонностям своей падшей природы, из которых едва ли не самая сильная – склонность ненавидеть ближнего своего. Как пели пираты в «Острове сокровищ», «пей, и дьявол доведёт тебя до конца». Поддайся ненависти – и дьявол доведёт тебя до конца ещё надёжнее.

Но любить людей очень трудно – это как карабкаться вверх по скользкому склону. Это требует покаяния, то есть признания того, что я тоже грешник. Я не тот человек, который по закону может бросить камень; я тот человек, в которого по закону можно бросить камень. Я виновен и достоин осуждения, и моя единственная надежда – в том, что за меня умер Невиновный. Но я знаю, что у меня есть надежда – Христос любит меня, и меня тоже, и не бросит. Как не бросит и других бедных грешников, если только они обратятся к Нему. Бог любит и их, и меня, и хочет привести нас к вечной радости, от которой мы раз за разом отказываемся грехом. Именно поэтому грех так ненавистен.

http://www.foma.ru

Просмотров: 

719