Великий Понедельник

Великий Понедельник

Страстная седмица
В этот день вспоминается, как Господь иссушил смоковницу. Богатое листвой, но бесплодное дерево – образ лицемерных книжников и фарисеев, не имевших истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Евангелие повествует, что после входа в Иерусалим в тот же день Иисус удалился в Вифанию, где провёл ночь. Возвращаясь утром в город, Он захотел есть и подошёл к смоковнице, но плодов не нашёл. Апостол Марк поясняет, что не время было для собирания смокв (Мк. 11: 13).

Христос сказал смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И дерево сразу засохло (Мф. 21:19).

Но чем виновна смоковница? Она по законам природы не могла тогда плодоносить?! – Надо понимать, что речь не о дереве. Проклятие смоковницы – символическое действие, которым Христос говорит нам нечто важное.

Святитель Иоанн Златоуст объясняет: «Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он, хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, Своих распинателей, однако же добровольно предаёт Себя на распятие, и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением».

Чудо иссушения смоковницы имеет важное нравственное значение: каждый человек в каждый миг должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться духовно бесплодным. «Наказания иссхошей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесём достойные плоды покаяния Христу, подающему нам великую милость», – молится Церковь.

 

В Великий понедельник мы вспоминаем и две евангельские притчи: о двух сыновьях и о злых виноградарях, и пророчества Спасителя о Его грядущих страданиях. Также вспоминаем ветхозаветного Иосифа – как прообраз Христа в Его страданиях и дальнейшей победе.

Просмотров: 

946