Воистину воскрес!
Вопрос о воскресении Христа – основной в религии и философии. Воскреснуть мог только Бог, поэтому вопрос о воскресении – это вопрос, есть ли Бог. Имеет ли христианство веские доказательства Воскресения Христа? И что говорит об этом наука?
Один из крупнейших знатоков античности академик В.П. Бузескул пишет: «Воскресение Христа подтверждено историческими и археологическими находками с такой несомненностью, как и существование Иоанна Грозного и Петра Великого… Если отрицать воскресение Христа, то нужно отрицать (причём с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона, Августа, Трояна, Марка Аврелия, русских князей Владимира и Ольги, Александра Невского, Ивана Калиты, Даниила Галицкого, Юрия Долгорукова и многих других».
Очевидцы
Грек Гермидий – официальный биограф правителя Иудеи и биограф Пилата. На его трудах основана история Иудеи. Гермидий обладал характерной манерой изложения: не поддаваясь впечатлениям, не удивляясь и не увлекаясь, он, по словам академика С.А. Жебелева, «с беспристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всём».
Настроенный против Христа, он уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора и до самого распятия считал Христа обманщиком. По собственной инициативе Гермидий в ночь под воскресение отправился ко гробу, чтобы убедиться, что Христос не воскреснет, что тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе:
– Приблизившись ко гробу и находясь в шагах ста пятидесяти от него, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу, и над землёй там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!» И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл фоб. Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека.
Сириец Ейшу (Эйшу) – известный натуралист и врач, лечивший Пилата. Как врача историки ставят его в один ряд с Гиппократом, Цельсом, Галеном, как анатома – с Леонардо да Винчи и Везалием. Только малоизвестный язык, на котором он писал, помешал его признанию. Будучи скептиком, Ейшу часто повторял выражение, ставшее потом восточной пословицей: «Чего я сам не видел, то считаю сказкой».
По поручению Пилата Ейшу с пятью помощниками-медиками был свидетелем погребения Христа, в субботу днём дважды осмотрел гроб, а вечером вернулся, чтобы провести здесь ночь. Зная пророчества о воскресении, Ейшу и его помощники интересовались этим и как естествоиспытатели, тщательно исследуя всё, связанное со смертью Христа. В ночь под воскресенье они бодрствовали по очереди. С вечера помощники легли спать, но задолго до воскресения проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе.
– Мы все – врачи, стража, – пишет Ейшу, – были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами.
Далее следует описание Воскресения.
…Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммон Александрийский, Сабеллин Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Тирский и многие другие современники Христа пишут о Его Воскресении. Науке известны более 230 исторических памятников – надёжных источников информации об этом Событии.
Чрезвычайно ценны свидетельства еврейских авторов, не принявших христианство. Их-то уж никак нельзя заподозрить в личной заинтересованности! Напротив, евреи, так и не признавшие Христа, пытались скрыть факт Его Воскресения.
Некий Маферкант – член Синедриона, казначей, из рук которого Иуда получил 30 сребреников – пришёл ко гробу, чтобы заплатить стражникам, стоявшим в карауле. Выплатив деньги, он ушёл, но не успел отойти далеко, когда неведома сила отбросила от входа громадный камень. Вернувшись, Маферкант увидел исчезающее сияние над гробом. С другими членами Синедриона он расследовал факты и убедился в Воскресении Христа. Всё это описано в его труде «О правителях Палестины» – одном из наиболее ценных и правдивых исторических источников.
«Пятое Евангелие»
«Пятым Евангелием» называют Туринскую Плащаницу – полотно, которым было обёрнуто тело Христа во гробе. На ткани (чуть более 4 м длиной и 1 м шириной) запечатлены два образа обнажённого мужского тела, расположенные симметрично – голова к голове. На одной половине – со сложенными впереди руками, на другой – со спины. Изображение не яркое, но детальное, в жёлто-коричневой цветовой гамме. Различимы черты лица, борода, волосы, пальцы… В 1898 году, с изобретением фотографии, стало возможным преобразить смутный образ на Плащанице в выразительный лик.
Более 110 лет назад началось научное изучение этой святыни физиками, биохимиками, криминалистами, медицинскими экспертами и др. Установлено, что следы крови (четвёртой группы) из многочисленных ран появились раньше самого изображения. Их расположение соответствует евангельскому повествованию о пытках и крестных страданиях, которым подвергли Христа. Однако Плащаница рассказывает не только о смерти, но и о Воскресении.
Учёные пришли к выводу, что изображение на Плащанице – результат химических реакций в полотне, вызвать которые могло очень сильное нагревание и излучение различной природы в широком диапазоне (от ультрафиолета до рентгена). Экспериментально доказано, что это воздействие не было естественной природы – то есть не подчинялось известным законам физики. Верующие учёные характеризуют его как «энергию прямого действия Бога».
Плащаница подтвердила и достоверность предания христиан о её перенесении: найденная на святыне пыльца принадлежит растениям, произрастающим в Палестине, Турции и Центральной Европе.
Монета без Пилата
Гермидий, биограф кесаря Тиверия и Пилата, пишет, что незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением Тиверия с одной стороны и с маленьким изображением Пилата – с другой. В день суда жена Пилата послала к нему людей, убеждая не выносить смертного приговора Христу, ибо во сне она много страдала за Него. Жена спрашивала: «Чем ты искупишь свою вину, если осуждённый тобою действительно Сын Божий, а не преступник?» Пилат ответил: «Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, – будет запрещение чеканить моё изображение на монетах, пока я жив».
Быть отчеканенным на монетах считалось у римлян чрезвычайно высокой честью. Но Пилат сдержал слово. Сообщение Гермидия подтверждает нумизматика: на изготовленных в то время в Иерусалиме монетах – только кесарь. Пилата на них нет.