Не будь неверующим...

Не будь неверующим...

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре называется Антипасхой, Фоминой неделей, а в народе – Красной горкой. «Антипасха» означает «вместо Пасхи» – не противопоставление празднику, а повторение его. А Фоминой неделей этот день называется в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви есть разные толкования поведения апостола Фомы; в большинстве из них указывается, что Фома отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шёл воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что ничего доброго из этого не получится: «Пойдём и мы умрём с Ним» (Иоан. 11: 16). Но другие богословы видят в этих словах преданность, желание быть учеником Христа и в опасности, когда речь о жизни и смерти.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечал, что Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день Воскресения: ведь всё кончено, каждый должен вернуться к прежней жизни... На уверения о Воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20: 25).

«Вложу руку мою в рёбра Его», – из этих слов Фомы видно, что рана, нанесённая Господу воином, была очень глубока…

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, не дожидаясь его вопросов, показал Свои раны. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим». То есть указал, что перед Фомой в тот момент было только две дороги: либо полная вера, либо полное духовное ожесточение.

В Евангелии не сказано, прикоснулся ли Фома к ранам Господа. Но сказано, что вера возгорелась в нём ярким пламенем и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», исповедуя этими словами не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

И всё же это была вера, основанная на чувственном удостоверении. И Господь – в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на все времена – открыл высший путь к вере: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…»

И раньше Господь неоднократно давал преимущество вере, основанной не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал таких же доказательств, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, кто достигает веры одним только доверием к свидетельству словом, к учению Христову. Это – лучший путь веры, подчёркивал архиепископ Аверкий (Таушев).

По Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключён в темницу, претерпел пытки и отошёл ко Господу, пронзённый пятью копьями.

…Начиная с Недели о Фоме в Православной Церкви после длительного (великопостного) перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. Именно на этот день на Руси приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодёжь надевала самые яркие наряды – возможно, поэтому его и прозвали в народе Красной горкой.

Интернет-издание «Православие и мир».

Просмотров: 

2 002