Сказка или быль?

Сказка или быль?

Правдиво ли житие святых Петра и Февронии? Или это художественное произведение, не отражающее реальных событий, а сами супруги – вымышленные персонажи?.. За ответом мы обратились к статье руководителя Православного историко-культурного общества на Патриаршем Крутицком подворье Александра РАКИТИНА.

Благоверных Петра и Февронию на муромской земле почитали святыми с XIII века – практически с момента их преставления. Общерусское почитание связано с Казанскими походами Ивана Грозного (40 – 50 гг. XVI в.). На Казань войска шли из Мурома; перед этим царь молился в Рождественском соборе у мощей, среди которых были и мощи местночтимых святых Петра и Февронии.

После взятия Казани (1552 г.) для Ивана Грозного местные муромские святые стали покровителями его побед. Он поручил митрополиту Московскому Макарию включить имена князя Петра и княгини Февронии в списки общерусских святых. Тогда же по указу митрополита были написаны их жития и составлены службы.

Автор жизнеописания Петра и Февронии – священник дворцового собора Ермолай/Еразм (Еразм – имя, полученное им при пострижении в монахи в 1560-х гг.). Он приехал в Муром и составил житие на основе устных преданий. Однако к тому времени прошло уже около 400 лет с момента преставления супружеской четы. В народном сознании за это время их жизнь превратилась в красивую сказку о любви и супружеской добродетели.

Записав все сохранившиеся сведения о Петре и Февронии, отец Ермолай переработал их и изложил в надлежащем виде. Но даже «надлежащий вид» мало походил на традиционное житие, поэтому жизнеописание Петра и Февронии стали именовать не житием, а сказанием или повестью, а митрополит Макарий не включил этот текст в свои Четьи-Минеи.

Размышляя о том, насколько правдива дошедшая до нас история, нужно учесть, что священник Ермолай/Еразм известен и другими произведениями. Он показал себя высокообразованным человеком и тонким богословом. Поэтому исследователи исключают предположение, что автор сам сочинил повесть о княжеской чете.

Не вызывает сомнений и то, что мощи принадлежат представителям княжеского рода: Рождественский собор изначально был усыпальницей местных князей. Сейчас мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии хранятся в Троицком женском монастыре Мурома.

Открытым остаётся вопрос о времени княжения Петра. Большинство исследователей считают, что Пётр и Феврония – это известные по летописям князь Давид Юрьевич и его супруга Евфросиния. Князь Давид правил в Муроме в 1205 – 1228 гг. и принял постриг с именем Петра, о его супруге почти ничего не известно.

Александр Ракитин подчёркивает, что народные предания – это такой же источник, как летопись, и нет оснований сомневаться в их достоверности. О многих русских святых мы знаем только из жизнеописаний, при этом летописи ничего о них не сообщают. Так что житие Петра и Февронии – не исключение. Древнерусские летописцы редко интересовались благочестием князей, поэтому не удивительно, что память о Петре и Февронии сохранилась только в народном почитании и устных преданиях.

Исключением княжеская чета стала в другом отношении. Если мы посмотрим, кем были канонизированные в то время святые, мы увидим, что практически все они – монахи. А Пётр и Феврония являют нам редкий пример святой жизни в супружестве.

Просмотров: 

534