Господи, слава Тебе!

Господи, слава Тебе!

Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе (Тропарь празднику Рождества Христова).

Откуда мы знаем о Рождестве Христовом?

События Рождества Христова описаны двумя евангелистами: апостолами Матфеем (из числа 12) и Лукой (из числа 70 учеников):

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её , будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего Первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус» (Мф. 1: 18–25).

«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 4–7).

Какова цель Воплощения Сына Божия?

Цель воплощения Сына Божия – осуществление Божественного замысла о Спасении, духовном и физическом возрождении человечества. Духовное обновление христианина совершается в течение его жизни. Радикальное обновление совершится в день всеобщего воскресения мёртвых, когда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» (Мф. 13: 43).

Если Бог существовал прежде сотворения мира, почему Дева Мария именуется Его Матерью?

Богоматерью Дева Мария именуется не в переносном значении, а в прямом – Она действительно родила Бога. Однако мы должны помнить, что в Лице Христа заключено два естества – Божественное и человеческое. По Божескому естеству Он рождается не во времени и не Девой, а в вечности от Бога Отца. Богородица же родила Спасителя мира по человеческой природе.

Почему язычники-волхвы поклонились Младенцу Христу?

Из Евангелия мы знаем, что идти в Иерусалим волхвов побудило появление на небе необычной звезды. Откуда шли волхвы, доподлинно не известно – есть мнения, что они пришли из Аравии или из Персии. Ряд исследователей полагает, что волхвы были знакомы с библейскими пророчествами о явлении Спасителя, в том числе с пророчеством о восхождении звезды: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля» (Чис. 24: 17), которые стали известны восточным мудрецам в период плена еврейского народа (Вавилонского пленения).

Откуда известны имена волхвов, если в Библии об этом не говорится?

Имена волхвов, принесших Младенцу Иисусу дары, – Мельхиор, Каспар, Валтасар, – впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного. Есть также мнение, что эти три волхва представляли три возраста и три ветви человечества: Мельхиор – старец, семит; Каспар – юноша, потомок Хама; Валтасар – возмужалый потомок Иафета.

Чем была Вифлеемская звезда? Где она теперь?

Знаменитый астроном Кеплер в XVII веке предположил, что это было визуальное схождение в созвездии Рыб планет Юпитера и Сатурна, к которым позже «присоединился» Марс (за 5 – 6 лет до Рождества Христова).

Есть также предположение, что Вифлеемская звезда – это комета Галлея, о появлении которой писал римский историк Кассий Дион. Но сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима – 12-й год до Рождества Христова, то есть слишком рано…

Уже в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова. Эта теория кажется интересной и вполне вероятной.

Но сам Кеплер писал, что «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели». Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо, и Вифлеемская звезда – лишь сопутствующее ему явление. Какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, волхвы шли за ней, потому что искали Бога.

Почему Рождество Христово в России празднуют 7 января, а на Западе – 25 декабря?

До XVI века Рождество Христово праздновали 25 декабря и на Западе, и на Востоке. В 1582 году Папа Григорий ХIII предложил календарную реформу, и на смену юлианскому календарю пришёл григорианский. Сегодня различие между этими календарями – 13 суток.

Почти весь западный мир принял новый календарь к концу ХIХ века, многие страны Востока – в ХХ веке. В России григорианский календарь ввели большевики в 1918 году, но Церковь осталась верна старинному. Вместе с Русской Церковью по старому стилю Рождество Христово празднуют Иерусалимская, Сербская и Грузинская Церкви и монастыри Афона.

Грех ли – петь рождественские колядки?

Пение колядок – народный обычай. Колядки обычно не имеют авторства, несовершенны литературно, но великолепны по искренности, несут радость и добро. Это маленький Рождественский рассказ, прославляющий рождение Спасителя мира.

Почему ёлка – символ Рождества Христова?

В исторических источниках рождественская ёлка впервые упоминается в 1419 году: во Фрайбурге пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, чтобы порадовать детей. В России праздничную ёлку попытался «насадить» Пётр I, но не к Рождеству Христову, а к Новому году.

Рождественские ёлки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века и привлекли сначала высший свет. Народным рождественским символом ель в России стала лишь к концу XIX века.

Ель как вечнозелёное дерево символизирует жизнь. Сам Христос, Который есть жизнь (Ин.14: 6), аллегорически сопоставлял Себя с зеленеющим древом (Лк. 23: 31).

Просмотров: 

337