Подвиг постный

Подвиг постный

Значение и важность Рождественского поста
Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту – особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

– Мы привыкли к тому, что праздник – время радости. Почему у православных христиан перед самыми значительными торжествами установлен пост?

– Праздник в понимании светского человека и в понимании человека церковного – вещи различные. В миру подготовка к празднику – это поход по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том, как занять, развлечь гостей. Такое отношение – чисто земное. Праздник же церковный – торжество духовного порядка, дающее верующему возможность через воспоминание тех или иных событий Священной истории прикоснуться сердцем к иной, небесной реальности и пережить во всей полноте радость от этого удивительного, ни с чем не сравнимого, прикосновения.

Человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в его повседневной жизни оказываются в угнетённом, подавленном состоянии – властвует тело с его потребностями, привычками, удовольствиями. Чтобы дать духу свободу в его устремлении к Богу, необходимо «утеснить» плоть, хотя бы в чём-то ограничив её подчас весьма прихотливые требования. Таким способом самоограничения и является пост.

В той или иной форме как воздержание от излишеств он всегда должен присутствовать в жизни православного христианина. Но на протяжении церковного года существуют отдельные периоды, специально посвящённые воздержанию большему, это так называемые «многодневные посты», один из которых – Рождественский.

– Его также называют «Филиппов пост»…

– Да, поскольку начинается он на следующий день после празднования святому апостолу Филиппу, 28 ноября. А заканчивается уже на Рождество – 7 января, продолжаясь 40 дней. По Уставу о пище он не самый строгий. В субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников (если они не приходятся на среду и пятницу) разрешается вкушение рыбы, в остальные дни – пища растительного происхождения. Наиболее строгий период – последние его поста, время предпразднства – со 2 по 6 января. В эти дни, хотя бы и выпадали воскресенье, суббота или праздник, рыба уже не допускается. А день самого строгого поста – канун Рождества, Рождественский сочельник, пищу принято вкушать лишь вечером, с появлением на небе «первой звезды» (около 16 – 17 часов).

– Мы говорим сейчас о «телесной» стороне поста. Но, наверное, пост столь же необходим и для души?

– Да, конечно. Постясь телесно, необходимо помнить, что главное – пост духовный. Если человек ограничивает себя в пище, но не посещает храм, участвует в развлечениях и увеселениях, ощутимой пользы его пост не принесёт, станет чем-то вроде своеобразной «диеты», не более. Без молитвы за богослужением внутренний смысл поста понять невозможно. Пост для христианина – время, когда он может основательно потрудиться над душой. Побороться с недостатками, с которыми обычно он по малодушию мирится. Постараться возделать в себе добродетели, в которых сознаёт себя недостаточно преуспевшим. Тогда и день праздника, как венец поста, становится днём подлинной радости, подлинного духовного торжества.

– Что для верующего человека день Рождества?

– Рождество для нас – это завершение Ветхого Завета и начало Нового. То, чего ожидали ветхозаветные праведники и все, сохранившие веру в истинного Бога, с того момента, как праотцы переступили единственную заповедь, данную Богом первозданному Адаму. Это событие, изменившее судьбу человеческого рода, начало нашего спасения.

Церковное богослужение готовит человека к такому пониманию Рождества. В дни предпразднства (2 – 6 января) в стихирах и канонах на утрени и повечерии, удивительных по глубине и умилительности, звучит, нарастая, мысль: «Христос рождается, Христос приходит». Ощущение того, что Господь приходит, становится совершенно реальным.

Приведу пример немного личный, но очень яркий. Один мой друг – верующий, но живший не вполне церковной жизнью человек – служил в армии. Рождественской ночью он находился в дозоре, и вдруг в какой-то момент, абсолютно без видимых причин, вдруг почувствовал, что… Родился Господь. Его сердце наполнила поразительная, совершенно неожиданная радость. Очевидно, в ночь Рождества происходит какое-то таинство – таинство воспоминания мира о самом удивительном моменте его истории. О том, как Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом.

– Как осознать для себя необходимость поста?

– Заповедь поста – самая древняя: первая, данная первозданному человеку в Эдеме. И подвиг постный занимает в церковной истории место очень видное. Памятен пост пророка Моисея, предшествовавший вручению ему богоначертанных скрижалей. Удивительный контраст: с одной стороны – Моисей, не вкушающий пищу 40 дней, чтобы принять от Бога Его Завет. С другой – израильтяне, которых он ведёт по пустыне: из-за того, что им не хватает мяса, лука и чеснока, к которым они привыкли в Египте, они готовы вернуться туда, где убивали каждого первенца, родившегося в еврейской семье!

Замечательно об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): гордый человек в самообольщении почитает себя чем-то значительным, но как только оказывается стеснённым его чрево, становится очевидным, что он является его рабом. Пост – одно из средств от этого рабства освободиться.

Но самое важное здесь для нас – пример Спасителя, который, готовясь к Своему служению, подъял такой же сорокадневный пост. Не нуждаясь в такой подготовке Сам, он показал нам образ того, как необходимо готовиться к важным событиям в нашей жизни.

– Пост сложен для современного человека, живущего посреди мира. Окружающим пост представляется иногда странным анахронизмом, а иногда – попросту мракобесием. Возможны ли в связи с этим какие-то послабления для постящегося?

– Безусловно, поститься посреди мира труднее, чем в монашеской обители. Порой и в семье кто-то пришёл к Богу, а кто-то церковной жизни и её правил не понимает и не принимает, и постная кухня как таковая отсутствует. Трудно и когда человек большую часть дня проводит на работе, где нет возможности приобрести качественную постную пищу. Но трудно – не значит невозможно. Опыт неопровержимо свидетельствует: когда христианин решается поститься, то ему это удаётся, все препятствия преодолеваются.

Есть и ещё один существенный аспект. В этом мире – расцерковленном, не знающем Бога, – в его событиях и делах мы очень часто «растворяемся», он заставляет нас забывать, кто мы. И в этом смысле пост – действенное средство для того, чтобы помнить, что ты православный человек. И в то же время, это проповедь без слов, потому что люди, видя того, кто от чего-то отказывается ради Бога, поневоле начинают относиться к его вере с уважением. Часто это становится для них поводом задуматься, а потом и спросить о чём-то важном для себя.

Отступления от принятого устава поста возможны, если человек болен и не имеет физических сил для его соблюдения. Однако лучше всего это согласовывать со священником, испрашивая его благословения и совета.

Физически мы действительно намного слабее предков, показывавших удивительные примеры воздержания, и не можем брать на себя их меру подвижничества. Но мы немощнее их и душевно, и духовно. И потому сегодня священнику приходится снисходить не только к тем, кто болен телесно, облегчая для них воздержание какими-то послаблениями. Современный воцерковляющийся человек может быть не готов к посту и психологически. Мысль, что надо отказываться от привычной пищи на 40 дней, приводит его в ужас. И когда видишь, что человек поститься не решается, чтобы не оттолкнуть его совсем, можно предложить некий «обучительный» пост: чтобы на первый раз постящийся отказался хотя бы только от мяса и ещё от чего-либо скоромного. И есть надежда, что следующим постом он созреет для воздержания более строгого.

– Стоит ли верующему человеку отмечать Новый год, который приходится на время поста? Как поступить, если для его близких этот праздник важен?

– Здесь необходимо духовное рассуждение. Если рядом люди церковные, всё просто: верующему человеку не стоит включаться на всю ночь в телепространство развлечений, участвовать в увеселительных мероприятиях. Если не все члены семьи верующие, нужно выбирать достойную меру: не отступать от поста телесного, но постараться делать это незаметно, и не предаваться чрезмерному веселью. Полного компромисса быть не может. Скорее, мы мягко и с любовью к близким должны делать то, к чему нас обязывают закон Божий и церковные каноны.

– На что бы вы ещё посоветовали обратить внимание постящемуся человеку?

– На то, что пост – не только время посильного аскетического подвига, но и время искушений. Выявляется духовная закономерность: пытаясь жить собраннее, человек выходит на линию борьбы. Наступает время военное: на него ополчаются силы, которые противятся всему доброму в нашей жизни. Но это происходит не без попущения Божия. Как говорит преподобный авва Дорофей, каждому доброму делу или предшествует, или последует искушение.

А чаще всего искушения постом проявляются в обострении существующих конфликтов или возникновении новых. Человек постящийся, к сожалению, становится иногда гораздо более раздражительным, нервозным... Но зная заранее о том, что пост – время искушений, можно лучше приготовляться к ним и переносить их более благодушно. В этом должна помогать молитва. Постом верующие обычно увеличивают молитвенное правило: читают псалтирь, полагают земные поклоны, стараются не допускать в правиле каких-то упущений или сокращений.

И вот о чем бы хотелось сказать ещё. Человек – и человек верующий также – с очень большой лёгкостью забывает о должном. Мы постоянно нуждаемся в стимулах, поводах, чтобы обратить внимание на то важное, мимо чего проходим в повседневной жизни. Именно таким поводом, стимулом для самособирания становится пост. Но, к сожалению, часто с его окончанием происходит некий «откат» назад. Человек быстро теряет то немногое, что собрать удалось. И очень важно этого избежать, чтобы пост стал очередной, пусть совсем небольшой, но ступенькой в восхождении к Богу. Чтобы с этой ступеньки мы не соскользнули вниз.

vocerkovlenie.ru

Просмотров: 

3 167