Семь недель Великого Поста

Семь недель Великого Поста

Великий Пост для христиан – это 7 недель (неделя в церкви называется «седмица») напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём (воскресенье в церкви называется «неделя»), в который верующие вспоминают важное событие в жизни Церкви, или святого человека, чей подвиг особо значим для христиан. 

Неделя 1-я Великого Поста.
Торжество Православия

В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Были уничтожены тысячи образов, мозаик, фресок, изваяний, расписных алтарей… В 754 году ересь официально признал так называемый Иконоборческий собор при поддержке императора Константина V Копронима. Кровавые иконоборческие гонения сопоставимы с гонениями языческих императоров Диоклетиана и Нерона...

Иконоборчество прекратилось лишь в 843 году. Собор, созванный в Константинополе по инициативе императрицы Феодоры, восстановил почитание икон в Церкви и осудил еретиков. Феодора устроила церковное торжество, пришедшееся на первое воскресенье Великого Поста. Патриарх, митрополиты, игумены монастырей, священники и множество мирян вышли на улицы с иконами в руках; к ним присоединилась и сама императрица.

В воспоминание об этом событии Православная Церковь ежегодно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.

Неделя 2-я Великого Поста.
Свт. Григория Паламы

Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники на закате Византийской империи (XIV век). Церковь почитает его как победителя одного из сложнейших богословских споров. Не вдаваясь в оттенки полемики, суть её можно выразить вопросом: каким образом мир связан с Создателем, и существует ли эта связь, или Бог так далёк от мира, что познать Его человек может лишь после смерти, когда душа покинет этот мир?..

Святитель блестяще сформулировал ответ: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». То есть мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим его бытие. Мир – не часть Бога, но и не отделён от Него. Эта связь подобна музыке, которая, не являясь частью музыканта, звучит благодаря творческому замыслу и действию исполнителя.

По утверждению свт. Григория творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть ещё в земной жизни: так апостолы видели Фаворский свет во время Преображения Иисуса Христа; христианские подвижники видели свет в результате высокой чистоты жизни. Таким образом, главная цель христианской жизни – обожение, когда человек всем своим существом посредством нетварных энергий соединяется с Богом.

Догматически его учение сходно с учениями св. Симеона Нового Богослова и прп. Максима Исповедника, но именно свт. Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших для христиан вопросов.

Неделя 3-я Великого Поста,
Крестопоклонная

Середина Великого Поста… Из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест и находится посреди храма до пятницы 4-ой седмицы. Почему же орудие казни в таком почёте?

Почитание Креста учением Церкви всегда понималось как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты в памятных местах напоминают нам о страшной и дорогой цене нашего спасения. Не орудию казни поклоняются христиане, а Самому Христу, величию Его жертвы, принесённой ради человечества.

Чтобы исцелить повреждённую грехом природу человека, Господь, воплощаясь, принимает её на Себя, а вместе с ней и её повреждения – страстность, тленность, смертность... Сам не имея греха, Он принимает его последствия, чтобы исцелить их в Себе. Но цена исцеления – смерть. Господь заплатил эту цену и, воскреснув, явил миру обновлённую человеческую природу, не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест – символ не только искупительной смерти Христа, но также и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто следует за Христом.

Неделя 4-я Великого Поста.
Прп. Иоанна Лествичника

Церковь предлагает нам высокий пример христианской жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника. Он родился около 570 года. Всю жизнь, с 16-ти лет, провёл в монастыре на Синайском полуострове. Пройдя все ступени монашества, стал одним из самых почитаемых духовных наставников. Уклоняясь от особенных внешних подвигов, избегая опасных для души крайностей, во внутренней духовной жизни он не хотел знать границ; особенно глубоко был проникнут чувством покаяния.

В 75-летнем возрасте Иоанн против своего желания был возведён в должность игуменя Синайской обители. Монастырем он управлял всего четыре года, но именно в это время, по просьбе иноков близлежащей обители, написал удивительную книгу – «Лествицу». Это руководство в духовно-нравственной жизни, созданное 13 веков назад, по сей день с огромным интересом и пользой читает множество христиан во всём мире.

Неделя 5-я Великого Поста.
Прп. Марии Египетской

История преподобной Марии Египетской – ярчайший пример того, как через покаяние, пост, молитву человек способен с Божией помощью вывести свою жизнь к свету даже из самого беспросветного духовного тупика.

Мария родилась в V веке в Египте и была «трудным» ребёнком. В 12 лет убежала из дома в Александрию – на поиски приключений. Её «приключения» свелись к обыкновенному разврату. 17 лет она провела в непрерывном блуде – не для заработка, а в качестве смысла жизни… Однажды она попала на корабль, перевозивший паломников в Иерусалим. Не для поклонения святыням отправилась Мария в плавание, а поисках всё тех же «приключений»; и в святом городе она продолжала развратничать.

…Во время большого праздника Мария из любопытства решила зайти в храм, но с ужасом обнаружила, что не может этого сделать. Ей стало страшно: она поняла, что её грехи препятствуют ей. В притворе висела икона Богородицы. Мария никогда раньше не молилась, но теперь обратилась к Божией Матери и поклялась изменить свою жизнь. После молитвы она вошла в храм, поклонилась святыням, а затем, причастившись в небольшой церкви Иоанна Крестителя на берегу Иордана, переправилась через реку и ушла в пустыню.

Даже вдали от соблазнов Мария не находила покоя – блудные желания терзали её. Но она боролась с грехом: молилась, спала на голой земле, питалась скудной растительностью. Только через 17 лет Мария полностью избавиться от блудной страсти. После этого она провела в пустыне ещё 20 лет. Незадолго до кончины она впервые за все годы отшельничества встретила человека – монаха Зосиму. Ему она рассказала о своей жизни, он причастил её перед смертью. К тому времени Мария Египетская достигла удивительных высот святости.

Неделя 6-я Великого Поста.
Вход Господень в Иерусалим – неделя вайи

Греческим словом «вайи» называют разлапистые листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу въезжающему в город Христу. Вход Господень в Иерусалим – праздник радостный и печальный. Радостный – потому что в этот день Христос явил Себя людям как Мессия, многие века ожидаемый человечеством. Грустный – потому что этот день стал началом Крестного пути Христа. Израильтяне не приняли Спасителя. Те, кто восторженно приветствовал Его с вайями в руках, уже через несколько дней в остервенении вопили, требуя распятия.

Православные христиане в этот день тоже приходят в храм с ветвями – правда, не пальмы, а вербы. Суть та же, что и две тысячи лет назад: мы встречаем Господа, вступающего на Крестный Путь. Только современные христиане, в отличие от жителей древнего Иерусалима, точно знают, Кого приветствуют, и что Ему предстоит вместо царственных почестей.

 

По материалам интернет-журнала «Фома».

 

Просмотров: 

570