Боже, очисти мя, грешнаго...
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Великим постом читается молитва святого Ефрема Сирина. Первая её часть – это крик ко Господу с просьбой избавить от четырёх проявлений греха:
Праздность – корень всех грехов, отравляющий духовную энергию у самых её истоков. Это странная лень всего существа, убеждающая в невозможности что-либо изменить.
Уныние, плод праздности – это духовное самоубийство, потому что впавший в уныние не способен видеть свет и стремиться к нему.
Любоначалие извращает отношение к людям, вызывая стремление подчинить их себе. Не обязательно властвовать: равнодушие, презрение, отсутствие интереса, внимания и уважения – это тоже любоначалие. А наполняют нас любовью к власти праздность и уныние. Но в этом случае лень и безнадёжность направлены уже на других.
Празднословие... Среди Божиих тварей только человек получил дар речи – «отпечаток» Образа Божия. Но, отклоняясь от божественной природы и назначения, праздное слово подкрепляет дух праздности, уныния и любоначалия.
Во второй части молитвы – прошение о четырёх положительных целях покаяния:
Целомудрие – это целостность. Её отсутствие выражается в изломанности существования, отчуждении жизни тела от жизни духа, отсутствии духовного контроля. Христос восстанавливает в нас целостность, приводя обратно к Богу.
Смиренномудрие – плод целомудрия: победа правды в нас самих, уничтожение лжи, в которой мы живём. Смиренные видят и принимают вещи такими, какие они есть. И благодаря этому способны видеть Божие величие, доброту и любовь.
За целомудрием и смирением следует терпение. Это божественная добродетель. Приближаясь к Богу, мы становимся терпеливее, отражая в себе свойственное Ему бережное отношение к каждому существу.
Любовь – венец и плод всех добродетелей, усилий и подвигов. Та любовь, которая может быть дана только Богом, – это дар. И это цель всего духовного труда и опыта.
Всё это сведено воедино в прошении «зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего». Мало только видеть свои грехи – ложное благочестие может привести к дьявольской гордыне. Но если мы не осуждаем ближних, а целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, то уничтожается главный враг – гордость.
При первом её чтении после каждого прошения кладётся земной поклон. Потом, с поясными поклонами, 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго». И вновь читается вся молитва, после которой кладётся один земной поклон. Эта короткая молитва определяет элементы покаяния и индивидуальные подвиги для освобождения от основных недугов, препятствующих на пути к Богу.