Петров пост
Апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой. Вспомните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9: 29). Поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11: 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Установление Петрова поста (раньше его называли постом Пятидесятницы) относится к первым временам христианства. О нём упоминается в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда ещё не отпавшем от Православия, были воздвигнуты храмы в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов – 12 июля (по новому стилю), и с тех пор в Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан постом и молитвой к этому дню, торжественно празднуемому и на Востоке, и на Западе.
С IV века свидетельства отцов Церкви об Апостольском посте становятся всё чаще, о нём упоминают святые Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.
…Святые апостолы были такими разными!
Пётр, старший брат апостола Андрея Первозванного, – простой необразованный бедный рыбак; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей».
Пётр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий Его жизни с момента выхода на проповедь; Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными.
Пётр – маловерный, трижды отрёкшийся от Христа, но сокрушённо покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви; Павел – яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.
Вдохновенный простец и неистовый оратор, Пётр и Павел олицетворяют собой духовную твёрдость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем, как ни призывом к миссионерству, должен откликаться в нас приход Апостольского поста?..
Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19; 20). И… «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…», – писал для каждого из нас митрополит Московский Филарет («Слова и речи». Т. 4. – М., 1882. С. 151 – 152).