Пояс Пресвятой Богродицы

Пояс Пресвятой Богродицы

13 сентября – 31 августа по старому стилю, в последний день церковного года – мы отмечаем праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Это  одна из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери. Кроме него в Царьграде хранили Ризу Девы Марии и икону Божией Матери «Одигитрия», написанную евангелистом Лукой. Благодаря  этими святыням Константинополь считали городом Божией Матери.

По преданию Пояс Божией Матери незадолго до Её Успения был отдан благочестивой иерусалимской вдове. Его передавали из поколения в поколение, а при императоре Аркадии (395 – 408 г.) доставили в Константинополь и поместили в ларец в одном из главных Богородичных храмов – Халкопратийской церкви.

Лет через 500 лет после Положения Пояса, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое было видение, что она избавится от недуга (её мучил нечистый дух), если на неё возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец… Пояс не поддался тлению, пребывал в целости и сохранности. Когда его возложили на голову императрицы, та исцелилась. После Пояс возвратили на место, а праздник Положения Пояса получил ещё большую торжественность.

После падений Константинополя – в 1204 и в 1453 году – Пояс, как и многие другие святыни, покинул Царьграда. Но не исчез бесследно: части его хранятся на Святой Горе Афон, в монастыре Ватопед, в монастыре Троодитисса на Кипре, прославившись множеством чудес. Освящаемые на них пояски многим женщинам даровали исцеление.

Символична дата праздника: он продолжает Успение Пресвятой Богородицы (само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением).

Церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы и заканчивается Успением и связанным с ним праздником Положения Её честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника: «Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость».

Годовой круг церковных праздников вновь напоминает о событиях, благодаря которым стало возможным спасение человека. И такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что избрана стать Матерью Христа, на Чьё Предстательство уповают все православные христиане.

Просмотров: 

2 119