Убийство не тела, но страстей

Убийство не тела, но страстей

Христианский пост – не «убийство тела», а «убийство страстей». Святые отцы Церкви предостерегают от опасности свести пост к воздержанию от пищи, превратив в бесполезное соблюдение внешних форм и правил. Истинный пост охватывает всё человеческое естество. Василий Великий учит: «...истинный пост есть устранение от злых дел», – то есть, устранение от зла во всех его проявлениях: греховных поступках и злых словах, похотях и нечистых помыслах. Пост духовный – соблюдение воли Божией, молитва, удаление от греха, добрые дела – выше поста телесного.

Говоря о посте, мы часто имеем в виду пост телесный – отказ от определённых продуктов и напитков и умеренное употребление других. Мы делаем это не потому, что пища каким-то образом нас «оскверняет» или «очищает», а для того, чтобы смирить плоть, обуздать инстинкты и страсти. Мы едим столько, сколько нужно для жизни, но не для служения похотям.

По словам святого Кирилла Иерусалимского, «станем употреблять пищу умеренно, не будучи отягощаемы чревобесием, но обуздывая своё чрево, чтобы иметь власть и над прочими страстями. Да будет управляемо тело душою, а душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями».

Часто спрашивают: а если человек болен, ему предписана диета?.. А когда женщина беременна или кормит младенца?.. А разве ребёнок может расти без белковой пищи?.. В нашем храме – при больнице – эти вопросы особенно актуальны.
Не станем забывать, что ограничение рациона – не цель, а средство для духовного роста. Если врач, лечащий тело, установил диету, её нужно придерживаться. А за советом о здоровье души обратитесь к священнику. В Православной Церкви пост для больного человека смягчается, но степень послабления нужно выяснить у духовника или приходского священника. Получив благословение, вы не нарушите ни диеты, ни поста.

Так же и беременной женщине, и молодой матери нужно узнать, какие продукты ей необходимы, и взять благословение на их употребление во время поста. Священник никогда не откажет в этом.

Строгость детского поста устанавливают родители. До семи лет детей обычно не ограничивают в пище, разве что в сладостях. Но пост должен быть по силам ребёнку. Если малыш не может обойтись без конфет, лучше дать конфеты, чем провоцировать неискренность. Ребёнок должен сознательно принимать пост, а не видеть в нём только запреты, или даже наказание.

В любом случае христианский пост – не «убийство тела», а «убийство страстей». Святые отцы Церкви предостерегают от опасности свести пост к воздержанию от пищи, превратив в бесполезное соблюдение внешних форм и правил. Истинный пост охватывает всё человеческое естество. Василий Великий учит: «...истинный пост есть устранение от злых дел», – то есть, устранение от зла во всех его проявлениях: греховных поступках и злых словах, похотях и нечистых помыслах. Пост духовный – соблюдение воли Божией, молитва, удаление от греха, добрые дела – выше поста телесного.

И болящие, и беременные, и молодые мамы могут найти время для молитвы и духовного чтения. И дети в любом возрасте могут поститься духовно: не ссориться с друзьями, слушаться родителей и помогать им по хозяйству, отказаться от телевизора и компьютерных игр, почитать Священное Писание.

Пост – это сознательный выбор христианина. В любом возрасте и состоянии здоровья от человека нельзя требовать того, что он не понимает, не осознаёт, не осилит. И если вы решили поститься, обязательно посоветуйтесь со священником: он поможет определить меру воздержания телесного и подвига духовного.

Просмотров: 

2 930