Пятидесятница. Духов день

Пятидесятница. Духов день

На пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где на них сошёл Святой Дух. Одним из даров Святого Духа была способность говорить на разных языках для проповеди Евангелия. В чём смысл этого события? Что Писание говорит о Святом Духе?

1. Почему Пятидесятницу называют Днём рождения Церкви?

Церковь – не просто собрание верующих, а Тело, в котором струится Жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом.

Апостол Павел пишет: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело <…> и все напоены одним Духом» (1 Кор 12: 12 – 13).

2. Можно ли тогда говорить о Ветхозаветной Церкви?

Можно, потому что слово «Церковь» значит «собрание призванных», и ветхозаветный народ Божий таким собранием был. Но в Пятидесятницу начинается созидание Церкви именно как Тела Христова прямым действием Святого Духа.

3. Святой Дух – Сила или Личность?

Священное Писание ясно говорит о Святом Духе как о Личности.

Он прямо говорит о Себе «Я»: «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян 13: 2).

Он проявляет волю: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15: 28).

Его возможно оскорбить нашими грехами: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 30).

Ему возможно солгать, а солгать Ему – значит солгать Богу: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому <…> Ты солгал не человекам, а Богу. (Деян. 5: 3, 4).

4. Почему Святой Дух не мог быть дарован до смерти и Воскресения Христа?

Во-первых, потому что грех разделял человечество с Богом и должен был быть искуплён.

Во-вторых, потому что Святой Дух даётся именно затем, чтобы привести нас ко Христу Распятому и Воскресшему, приобщить нас новой жизни во Христе и помогать нам пребывать во Христе.

Всё, что делает Святой Дух, сосредоточено на Иисусе Христе. Сам Господь говорит об этом: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам <…> Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14: 26; 15: 26).

5. Во всех ли христианах пребывает Святой Дух? Или только в святых?

Во всех: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8: 9). Святые дают Святому Духу больше возможности действовать, и в них Он проявляет Себя явно и очевидно. Но любой человек, в том числе и совсем не святой, становится христианином только по действию Святого Духа.

Вера – не просто человеческое убеждение, а сверхъестественный дар Бога. Мы не могли бы ни признать в Иисусе Спасителя, ни переменить нашу жизнь, ни даже захотеть этого без помощи Святого Духа.

6. Может ли Святой Дух действовать вне Церкви?

До определённых пределов – да: Бог действует в нашей жизни ещё до того, как мы присоединимся к Церкви. Это называют «призывающей благодатью». Если мы отзываемся на эту благодать, она приводит нас в Церковь.

Святой Дух обличает мир в неверии в Господа Иисуса, прославляет Его, напоминает нам, что сказал Он: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф 16: 18). Поэтому, хотя Святой Дух и может действовать вне Церкви, Он всегда ведёт нас в Церковь.

7. Что является признаком истинной Церкви? Как понять, где истинная Церковь?

Один из признаков истинной Церкви – преемство веры. Церковь основана Господом Иисусом Христом не в XVI, не в XIX и не в ХХ, а в I веке. И с тех пор она существует непрерывно, по Его обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Это значит, что в любом веке – I, II, III, IV, V… XXI – мы можем найти одну и ту же Церковь, исповедующую одну и ту же веру, совершающую одну и ту же Евхаристию. Каждый православный епископ и священник связан с апостолами через непрерывную цепочку рукоположений. Никто не может «переосновать» Церковь заново – только присоединиться к той, которая основана Христом на Его апостолах.

8. Если Святой Дух подаётся через рукоположение, не получается ли, что Его можно «вынудить» сойти на человека, совершив правильные ритуалы?

С апостольских времён особый дар Святого Духа для пастырского служения и совершения Таинств передавался именно через рукоположение. Но это не значит, что совершение рукоположения «вынуждает» к чему-то Святого Духа. Всё наоборот: это Святой Дух устанавливает, каким именно образом Он созидает Церковь и кого выбирает для этого.

9. Если священник или епископ – недостойный человек, действует ли через него Святой Дух?

Да. Бог никогда не лишит искреннего верующего благодати за грехи других людей, в том числе епископов или священников. Человек, который с верой, благоговением и страхом Божиим приступает к Чаше, получает Причастие, даже если чашу держит недостойный священник. Если он исповедуется в грехе и принимает разрешительную молитву, то он прощён Богом независимо от личных качеств священника.

10. Могут ли люди, в которых пребывает Святой Дух, грешить или ошибаться?

Святой Дух не диктует, а направляет разум и волю верующего. Это не уничтожает его свободной воли, а значит, возможности ошибаться. Безошибочностью обладает не отдельный христианин, а только Церковь в целом, когда она выражает своё учение на Вселенских Соборах.

Что касается греха, надо уточнить, о каком именно грехе идёт речь. Упорное сознательное противление воле Божией, намеренное нарушение Его Заповедей отторгает человека от общения со Святым Духом. Но и те, в ком пребывает Святой Дух, могут грешить по немощи или неведению.

11. Знаком сошествия Святого Духа на апостолов было то, что они начали говорить на многих языках. Почему этого явления больше нет в Православной Церкви?

Это было однократное знамение, которое соответствовало другому событию – смешению языков.

В повествовании о Вавилонской башне (Быт. 11) говорится, что люди в своей гордыне решили возвести башню до неба, и Господь смешал их языки, чтобы один не понимал речи другого (Быт 11: 7). Смысл этого рассказа в том, что мятеж против Бога приводит к утрате единства человеческого рода, люди разделяются на племена и народы, не понимающие друг друга.

В День Пятидесятницы Бог Святой Дух пришёл, чтобы исцелить все разделения между людьми и воздвигнуть одну Церковь, где будут собраны люди из всех народов и социальных слоёв. Об этом говорит апостол Павел: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3: 11).

12. В каких знамениях проявляет Себя Святой Дух в жизни православного христианина?

Священное Писание указывает на то, что дары Духа носят прежде всего вероисповедный и нравственный характер.

Святой Дух обличает нас в грехе, чтобы мы могли покаяться в нём и оставить его.

Святой Дух внушает христианину твёрдую веру в Господа нашего Иисуса Христа, согласную со свидетельством апостолов.

Святой Дух даёт твердую надежду на то, что во Христе верующие приняты и прощены Богом: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим 8: 15 – 16).

Святой Дух созидает в членах Церкви нравственные плоды. Их перечисляет апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22 – 23).

Самое важное знамение присутствия Святого Духа в жизни человека – искреннее покаяние в грехах, настоящая свобода, правая вера и праведная жизнь, дающая полноту смысла и содержания, внутреннего удовлетворения и истинного счастья.

При подготовке публикации использована статья Сергея ХУДИЕВА «12 вопросов о Пятидесятнице».

Просмотров: 

2 368