Особая суббота
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Димитриевская родительская суббота – ближайшая перед днём памяти св. вмч. Димитрия Солунского. Установлена великим князем Димитрием Донским после Куликовской битвы, завершившейся победой над Мамаем.
8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву обитель. Её игумен – прп. Сергий Радонежский, благословивший князя на битву, – отслужил панихиду по 250 000 воинов, не вернувшихся с Куликова поля. Помянули и трапезой. С того дня воинов, погибших в Мамаевом побоище, поминали ежегодно. Чуть позже стали поминать всех воинов, павших за Веру и Отечество; ещё чуть позже – всех почивших христиан.
Правда, есть одно «но». В Православной энциклопедии сказано, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище» середины XVI в. (И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных…) не связаны с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (возможно, дохристианская) не сразу стала церковной.
Как бы там ни было, тысячи россиян приходят в храмы: ставят свечи, кладут на канунник продукты, пишут поминальные записочки… Горят свечи, поёт хор, кадится фимиам… И люди, плечом к плечу, молятся о родных и близких. И кажется, незримо, плечом к плечу, стоят рядом и наши усопшие, для которых поминальная молитва – поддержка и утешение.
Традиции
В Димитриевскую субботу православные посещают могилы. В церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии. Устраивают поминальные трапезы. Мы и в другие родительские субботы молимся об упокоении душ почивших, но Димитриевская напоминает о тех, кто погиб или пострадал за Православную Веру.
Если нет возможности прийти в храм или кладбище, можно помянуть дома. Ведь Церковь заповедует каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, благодетелях – в утреннее молитвенное правило включена молитва об упокоении. Удобен помянник – книжечка с именами живых и усопших. Есть благочестивый обычай вести семейные помянники: читая их и дома, и в церкви во время богослужения, православные поимённо поминают многие поколения предков.
Церковное поминовение
В пятницу вечером совершается Великая панихида (парастас). Все её тропари, стихиры, песнопения и чтения посвящены умершим. В субботу утром – заупокойная литургия, после неё – общая панихида.
Для церковного поминовения прихожане готовят записки: на парастас и на литургию – отдельно. Крупным разборчивым почерком пишут имена в родительном падеже («кого?»). Первыми упоминают священников и монашествующих с указанием сана и степени монашества («митрополита Иоанна», «схиигумена Саввы»). Имена – в церковном написании (Сергия, а не Сергея), полностью (Михаила, а не Миши).
Принято жертвовать продукты. Обычно на канун (стол для поминальных свечей) кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.п. Можно приносить муку для просфор, кагор для литургии, свечи, масло для лампад. Нельзя – мясные продукты, крепкие спиртные напитки.
Помните!
Молитва за усопших и милостыня для их поминания – неоценимая помощь отошедшим в мир иной.
По большому счёту покойнику не нужны ни гроб, ни памятник, ни поминальный стол – всё это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве и делах милосердия во имя покойного – сам-то он уже не может творить добрые дела, дабы умилостивить Господа.
За некрещёных?
Бытует мнение, что молиться можно только о крещёных, умерших в вере. Но представьте: один сидит на берегу, а другой тонет – кого спасать? Тонущего!
Конечно, жившего неверующим, умершего некрещёным, посмертно к Церкви Христовой не «пристегнёшь». В записках на проскомидию его имя не пишут. Но родным и близким его судьба не безразлична, и молиться о нём можно и нужно – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды. Этим мы исполняем заповедь Божию о любви к ближнему.
Он ушёл из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Предоставим его суду Божию – праведному и, в отличие от людского суда, милосердному: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».