Цель воспитания - спасение души
– Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение.
– Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела. Нет более высокого искусства, чем искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создаёт живой образ, смотря на который радуется Бог и люди.
– Не будем заботиться о том, чтобы собрать богатство и оставить его детям; будем учить их добродетели и просить им благословение от Бога. Вот это, именно это – величайшее неизреченное сокровище, неоскудевающее богатство, с каждым днём приносящее всё больше даров.
– Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.
– Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души. Подражайте блаженному Иову, который, даже опасаясь прегрешений их и в помышлении, приносил за них жертвы и проявлял о них большую заботливость; подражайте Аврааму, который тоже хлопотал не о деньгах и имениях, но о Божественных законах, каким бы образом передать сохранение их невредимо потомкам. И когда Давид умирал, то вместо великого наследства, призвав своего сына, внушал то же и обстоятельно говорил, что если захочешь, дитя, жить по законам Божиим, то ничего с тобой неожиданного не случится, все дела потекут у тебя по желанию, и большой будешь ты наслаждаться безопасностью; если же ты отпадёшь от этой помощи, то никакой пользы не будет тебе от царства и от этой великой власти. Ведь если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором; если же оно налицо, то и те, каких нет, приходят. Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми деньгами, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели.
– Сорную траву вырвать легче, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми.
– Хочешь ли ты, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитывай его в строгости.
– Отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идёт о погибели или смерти души. Поэтому, подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста её узду, с силою поднимаешь её на дыбы, нередко и бьёшь (что, правда, составляет наказание, но ведь наказание – это мать спасения), так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают: связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы ему ещё более не быть связану гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет; если же ты не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи.
– Родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитывают их в благочестии.
– Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях; заботимся об их имуществе, а душой их пренебрегаем, что является крайним безумием.
– Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не было бы ни суидилищ, ни наказаний.