День святого Валентина: Кем был этот святой и какое отношение имеет к влюблённым?

День святого Валентина: Кем был этот святой и какое отношение имеет к влюблённым?

14 февраля множество молодых людей дарят избранницам своего сердца цветы, подарки и открытки в виде сердечек, отмечая «День всех влюблённых» или же «День святого Валентина». Что же это за святой Валентин и чем он так помог молодым парам?
 
Прежде всего, стоит сказать, что святой Валентин, память которого столь чтят влюблённые, действительно существовал. Святой Валентин жил в III веке по Рождестве Христовом в Италии, где был епископом города Интерамны в Умбрии.
 
Согласно мученическим Актам V-VI веков, святитель обладал благодатью чудотворений и исцелений. Однажды в Риме он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону. Позже Кратон попросил святого помочь его сыну Хоримону, который повредил себе спину и ходил согнувшись и изнемогая от боли в течение трёх лет.
 
Придя в Рим, святитель Валентин затворился с юношей в одной из комнат дома философа и усердно молился об его исцелении на протяжении ночи. Утром Кратон и его домочадцы увидели Хоримона совершенно исцелённым. После того, как молва о чудесном выздоровлении юноши распространилась по «вечному городу», многие его жители стали обращаться ко Христу.
 
В числе принявших Святое Крещение была и вся семья знаменитого философа, его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний, а также Авундий, сын префекта Рима Плацида.
 
Язычник Плацид, узнав об обращении сына, пришёл в неистовство и приказал схватить святителя Валентина и бросить в темницу. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Видя неуступчивость святого, префект Плацид приказал отрубить ему голову, а затем казни подверглись и ученики Кратона Прокул, Ефив и Аполлоний. Это произошло во времена правления императора Аврелиана.
 
Авундий не бросил тела учителя и братьев по вере без погребения. Мощи святых мучеников были тайно вывезены им из Рима и с честью преданы земле в гробнице на 63-й миле Фламиниевой дороги.
 
Сам философ Кратон и вся его семья тоже вскоре пострадали за исповедание Христа Спасителя. В VIII веке в Интерамне над могилой священномученика Валентина построили христианскую базилику. В средние века святому Валентину особенно молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).
 
Другие Валентины — кандидаты на роль покровителя влюблённых
 
14 февраля память священномученика Валентина Интерамнского чтит Католическая церковь. В Православии этого святого чествуют совершенно в другой день, а именно — 30 июля (12 августа по новому стилю), а на 14 февраля приходится память мученика Трифона.
 
Также любопытно, что католики 14 февраля празднуют день памяти также святого мученика Валентина, пресвитера Римского и святого мученика Валентина Африканского. В сознании многих людей факты из житий всех трёх святых  смешиваются в некий собирательный образ. Все три святых Валентина были мучениками, погибли за веру и любовь к Богу в первые века христианства и в древних житиях каждого из них нет никаких намёков на покровительство влюблённым.
 
В частности, святой Валентин, пресвитер Римский пострадал в конце III века при императоре Клавдии II. Он был казнён императором за публичное исповедание христианской веры и объявление ложными языческих богов. Перед казнью он исцелил слепую дочь префекта, после чего последний также уверовал во Христа.
 
Вот как о последнем чуде пресвитера Валентина повествует «Золотая легенда» Иакова Ворагинского: «Тогда по молитве святого слепая дочь префекта прозрела, и Валентин обратил в веру Христову всех, кто был в этом доме. Император же приказал обезглавить Валентина в лето Господне 280-е».
 
О жизни же и страданиях африканского мученика Валентина не известно ничего, кроме самого факта его мученической смерти за Христа.
 
Как святой Валентин «стал» покровителем любящих сердец
 
Православная энциклопедия сообщает, что мученические акты V-VI веков не содержат никаких упоминаний об особой помощи святого Валентина влюблённым и первые намёки об этом в литературе Западной Европы (Джеффри Чосер и Джон Гауэр) относятся к XIV-XV векам.
 
Поэты говорят о том, что с 14 февраля «птицы начинают искать себе пару», но более вероятно, что празднование дня святого Валентина в сознании людей эпохи Возрождения заменило собой древнеримские Луперкалии — праздник женского плодородия.
 
Древние Луперкалии также приходились на середину февраля и были запрещены при римском папе Геласии I (492-496). В их истории нет ничего романтического: после жертвоприношений Фавну из кожи жертвенных животных делали бичи и пороли женщин детородного возраста с целью повышения рождаемости.
 
Наконец, уже в XIX-XX столетиях, день памяти священномученика Валентина окончательно оброс красивыми легендами о «тайном венчании влюблённых» (чего не могло быть в III веке, так как само Таинство Венчания оформилось лишь в IV-V веках) и разнообразными коммерческими атрибутами — открытками «валентинками», цветами, подарками и т.п.
 
Интересно, что святитель и чудотворец Мир Ликийских Николай (III-IV века) также окончательно превратился на Западе в коммерческий символ Рождества, Санта Клауса, и получил свои черты (олени, колпаки, эльфы и т.п.) в тех же XIX-XX веках, когда дельцы США и Европы поняли, сколько денег могут приносить разнообразные «тематические» празднования.
 
Ложная отсылка к «Золотой легенде» Иакова Ворагинского
 
Википедия основным кандидатом на роль святого Валентина считает священномученика пресвитера Римского. Она пытается навязать читателям ложную информацию о более ранних, нежели XIV-XV века, «легендах», связанных с тайным венчанием влюблённых со стороны священномученика Валентина: «В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар».
 
Ссылаясь на текст «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, Википедия сообщает, что: «в те далёкие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником (!), который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин».
 
«Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник (!) перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года», — дополнительно сообщает издание.
 
Комментировать глупости об «обычном полевом враче — христианском священнике» в римской армии в разгар эпохи гонений на христиан или о «влюблённом священнике», дававшем обет безбрачия, будет излишним. А вот в тексте «Золотой легенды» приводится вполне каноническое житие пресвитера Римского и никаких сведений о влюблённости святого мученика Валентина или его службе в армии в том или ином качестве текст «Легенды» не содержит.
 
День святого Валентина и Православие
 
Традиция отмечать День всех влюблённых или День святого Валентина пришла к нам с Запада в 90-е годы XX столетия и первоначально вызвала ряд критических статей в православных изданиях. Это было связано с тем, что отмечавшие праздник молодые люди от романтизма и восхищения дамами своего сердца склонялись более в сторону эротизма и похоти.
 
Однако, со временем многие неприличные аспекты праздника, как и другие перегибы лихих 90-х, ушли в прошлое. А вот сам праздник остался. И молодёжь продолжает справлять его.
 
В этой связи встаёт вопрос, как именно праздновать «День святого Валентина». Да, у нас есть свой православный день влюблённых — «День семьи, любви и верности», который мы отмечаем 8 июля, вспоминая преподобных супругов Петра и Февронию Муромских. Но, в связи с постоянной поддержкой «Дня святого Валентина» в прессе, многие околоцерковные или внецерковные молодые люди о последнем также не забудут. «День святого Валентина» останется их праздником.
 
Почему бы не позвать их в Церковь? Не устроить 14 февраля в храмах молебны об умножении любви святому Валентину Интерамнскому для молодых пар? Не рассказать им в проповедях и беседах в храме о том, что святой Валентин на самом деле предпочёл любой земной любви любовь к Спасителю и даже отдал за него жизнь? Не напомнить им о других православных святых — покровителях семьи и брака?
 

Просмотров: 

234