Госпожа и Надежда
Бесплодие считалось знаком гнева Божия. Каждый ветхозаветный праведник питал надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия, и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упрёки от своих соотечественников.
Это обстоятельство побуждало святых отцов задавать вопрос: почему Богоматерь, Корень Жизни, родилась от неплодной?.. Преподобный Иоанн Дамаскин даёт такой ответ: «Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Нём же вся состоятся».
Во время одного из великих еврейских праздников Иоаким пришёл в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, но первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошёл домой, он скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо.
Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала. И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Неё будет славен во всём мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму.
Праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября (21 сентября по новому стилю) у них родилась Дочь. Они назвали Её Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».
«Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошёл столь святой и благодатный плод… Обозрите чудесные дела всемогущего Божественного Промысла, как мудро он извлекает лекарство из того самого, из чего рождаются болезни. Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство диавола! Какая слава для нас возвыситься до того, чтобы войти в близость с Самой Пресущественной Троицей, дав Отцу Дщерь, Сыну – Матерь и Святому Духу – Невесту! Поистине я дерзаю сказать, мы вынудили Бога быть милостивым и имеем теперь в лице Марии прекрасное ограждение, чтобы далеко отражать от нас стрелы угрожающего гнева» (святитель Илия Минятий).
По материалам сайта «Православие.ru».