И будут двое - одна плоть

И будут двое - одна плоть

8 июля - День семьи, любви и верности
Библейское повествование о сотворении мира завершает рассказ об установлении брачного союза: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2: 18). И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1: 27–28).

Супружеский союз, освящённый Богом в раю, – прежде всего духовный. Это союз двух душ, составивших одну душу, одно существо. Такое значение Церковь придаёт словам Библии: «И будут двое – одна плоть» (Быт. 2: 24).

Высокая цель соединения двух жизней в одну – чтобы эта общая жизнь была полнее, богаче, лучше. Чтобы лучшее, что есть в муже, сообщалось жене; а лучшее, что есть в жене, передавалось мужу. Смысл сотворения полов («пол» = «половина») – чтобы вместе супруги успешнее возрастали духовно для счастья в земной жизни и спасения в вечной. «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14).

Вторая цель брака – благословенное рождение и христианское воспитание детей для умножения Царства Божия, то есть общества верующих во Христа и спасающихся через Него. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нём… образ Воскресения».

Святитель, определяя суть брака как «глубочайшее духовно-нравственное единение мужа и жены», призывает супругов «всё лучшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной». Тогда брачный союз уподобится таинственному союзу Иисуса Христа с Церковью, о котором говорит апостол Павел (Еф. 5: 23–29).

Любовь – основа брака – с годами крепнет, если муж и жена, дополняя друг друга, разделяют и радость, и горе. Семья – это школа любви, а любовь – настоящий жертвенный подвиг. Иоанн Златоуст считал, что ради сохранения брака супруги не должны останавливаться ни перед чем, вплоть до мученических страданий и даже смерти. Такая любовь создаёт настоящую православную семью.

Но любовь – сложнейший комплекс чувств, действий, переживаний. А в обществе, оторванном от христианской культуры, понятия об обязанностях супругов, родителей и детей искажены; любовь же сводится лишь к её плотской составляющей. Это ослабляет семьи.

Современные литература, кинематограф, телевидение создают впечатление, что 90% семейной жизни проходит в спальне. С 1990-х годов культивируется миф, что все разлады в семье – от сексуальной неудовлетворённости, а телесное влечение решает все проблемы. Но брак, построенный на страсти, непрочен. Супруги изменяют друг другу, нарушая Заповедь «не прелюбодействуй», оскверняя тела и души.

Между тем, тело человека – это храм Святого Духа (1 Кор. 6: 19). А тело женщины – ещё и место зарождения человеческой жизни. Апостол Павел так определил основной путь женщины в Царство Небесное: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2: 15).

Ребёнок – самый ценный дар женщины миру. Величайший поступок Матери – рождение Богородицей нашего Спасителя. И каждый рождённый младенец – удар по врагу рода человеческого. Если не будут рождаться дети, как появятся святые?.. Русь или возродится с обильным чадородием, или погибнет вместе с борющимися с многодетностью семьями.

В здоровой христианской семье количество детей – показатель счастья. Если супруги избегают зачатия – это признак духовно больной семьи.

Связующая нить православной семьи –  молитва. Есть единство в молитве – есть единство во всём. Мы видим соборную молитву, когда в храме молится весь приход. Мы обращаемся к Богу в  личной молитве. Но традиция семейной молитвы почти утрачена. А ведь есть прямая зависимость: «заболела» семья – прекратилась молитва; прекратилась семейная молитва – «заболела» семья.

Некогда очевидное теперь требует доказательств… Но ведь были времена, когда вся жизнь семьи созидалась на молитве: вместе молились дома, ходили в храм, постились, соблюдали другие церковные традиции. И семья возрастала на вере в Бога, любви к Церкви, почтении к духовенству и старшим. И не было разводов, и не было острой проблемы отцов и детей!

Семья – основа общества: от неё произошли род, затем государство. История свидетельствует: когда рушится институт семьи, люди предаются порокам, а вскоре рушится и само общество, государство (яркий пример – Римская империя). Возрождение христианской семьи – процесс трудный и долгий, но необходимый для будущей жизни, земной и вечной.

По материалам православных СМИ.

Просмотров: 

375